Рылеев Кондратий Фёдорович – биография
Кондра́тий Фёдорович Рыле́ев (18 сентября [29 сентября] 1795, село Батово, Санкт-Петербургская губерния — 13 [25] июля 1826, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург) — русский поэт, общественный деятель, декабрист, один из пяти казнённых руководителей декабрьского восстания 1825 года.
Биография
Кондратий Рылеев родился 18 сентября (29 сентября) 1795 год в селе Батово (сейчас это территория Гатчинского района Ленинградской области) в семье мелкопоместного дворянина Фёдора Андреевича Рылеева (1746—1814), управляющего княгини Варвары Голицыной и Анастасии Матвеевны Эссен (1758—1824). В 1801—1814 годах учился в Петербургском первом кадетском корпусе. Участвовал в заграничных походах русской армии 1814—1815 годов.
Существует описание внешности Рылеева периода его военной службы: «Роста он был среднего, телосложения хорошего, лицо круглое, чистое, голова пропорциональна, но верхняя часть оной несколько шире; глаза карие, несколько навыкате, всегда овлажнены…будучи несколько близорук, он носил очки, но более во время занятий за письменным столом».
В 1818 году вышел в отставку. В 1820 году женился на Наталье Михайловне Тевяшевой. С 1821 года служил заседателем Петербургской уголовной палаты, с 1824 — правителем канцелярии Российско-американской компании.
В 1820 году написал знаменитую сатирическую оду «К временщику»; 25 апреля 1821 года вошёл в «Вольное общество любителей российской словесности». В 1823—1825 годах Рылеев совместно с Александром Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». Состоял в петербургской масонской ложе «К пламенеющей звезде».
Дума Рылеева «Смерть Ермака» была частично положена на музыку и стала песней.
В 1823 году стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем его наиболее радикальное крыло. Поначалу стоял на умеренных конституционно-монархических позициях, но впоследствии стал сторонником республиканского строя.
Стела на месте дуэли Чернова и Новосильцева в парке Лесотехнической академии, СПб.
10 сентября 1825 года он выступил в роли секунданта на дуэли своего друга, кузена, поручика К. П. Чернова и представителя аристократии флигель-адъютанта В. Д. Новосильцева. Причиной дуэли стал конфликт из-за предрассудков, связанных с социальным неравенством дуэлянтов (Новосильцев был помолвлен с сестрой Чернова — Екатериной, однако, под убеждением матери, задумал отказаться от женитьбы). Оба участника дуэли были смертельно ранены и умерли через несколько дней. Похороны Чернова вылились в первую массовую демонстрацию, организованную Северным обществом декабристов.
Рылееву (по другой версии — Кюхельбекеру) приписывается вольнодумное стихотворение «Клянуся честью и Черновым».
Был одним из главных организаторов восстания 14 (26) декабря 1825 г. Находясь в крепости, выцарапал на оловянной тарелке, в надежде, что кто-нибудь прочтёт, свои последние стихи.
«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну!»
Переписка Пушкина с Рылеевым и Бестужевым, касающаяся, в основном, литературных дел, носила дружественный характер. Вряд ли политизировалось и общение Рылеева с Грибоедовым — оба если и называли друг друга «республиканцами», то, скорее, из-за своей принадлежности к ВОЛРС, также известному как «Ученая республика», чем по каким-либо иным причинам.
В подготовке восстания 14 декабря Рылееву принадлежала одна из ведущих ролей. Находясь в заключении, он брал всю «вину» на себя, стремился оправдать товарищей, возлагал тщетные надежды на милость к ним императора.
Казнь
Рылеев казнён через повешение 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей выступления вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским. Его последними словами на эшафоте, обращёнными к священнику П. Н. Мысловскому были: «Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь». Рылеев был одним из трёх несчастных, чья верёвка оборвалась. Он провалился внутрь эшафота и спустя некоторое время был повешен повторно. По некоторым источникам, именно Рылеев сказал перед своей повторной казнью: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговора, ни судить, ни вешать!» (иногда слова эти приписываются П. И. Пестелю или С. И. Муравьёву-Апостолу).
Ещё во время следствия Николай I прислал жене Рылеева 2 тысячи рублей, а затем императрица прислала на именины дочери ещё тысячу. Царь продолжил свою заботу о семье Рылеева и после казни, и жена его получала пенсию до вторичного замужества, а дочь — до совершеннолетия.
Огарёв написал стихотворение памяти Рылеева.
Точное место погребения К. Ф. Рылеева, как и других казнённых декабристов, неизвестно. По одной из версий, похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.
Оценка творчества
Стихи, написанные Рылеевым в 20 гг., характеризуют его как поборника и певца гражданского мужества. Одну из своих од он так и назвал — “Гражданское мужество” (1823).
Высшая доблесть и заслуга перед народом в его глазах — это деятельность борца за освобождение собственной страны. Славен вождь, сникавший славу в боях с чужеземными ордами, “но подвиг воина гигантский / И стыд сражениях им врагов / В суде ума, в суде веков — / Ничто пред доблестью гражданской” (Полн. собр. стихотв.– С. 92).
Особое место в творчестве Рылеева занимает логический цикл “Думы”, который создавался в 1821–1823 гг., а в 1825 г. был выпущен отдельной книгой. В предисловии к этой книге Рылеев объяснил происхождение и особенности жанра составляющих ее стихотворений и цель, которую он стремился достигнуть: “Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти — вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине…” (Думы.– С. 7). С афористической точностью и глубиной сформулировал эту цель А. А. Бестужев, заявив в “Полярной звезде”, что “Рылеев, сочинитель дум или гимнов исторических, пробил новую тропу в русском стихотворстве, избрав целию возбуждать доблести сограждан подвигами предков” (Полярная звезда.– М.; Л., 1960.– С. 23).
Центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина. Особенно дорог ему Волынский, воплощение “доблести гражданской”, “отчизны верный сын”, “заклятый враг Постыдного неправосудья”. Нет сомнения, что мысли, которые высказывает Волынский: “Славна кончина за народ!.. За истину святую / И казнь мне будет торжеством!”, его готовность, “любовью к родине дыша”, все для нее перенести, “исполнить долг святой”, став “за страждущих — железной грудью” (Думы.– С. 84–87),– все это были убеждения самого Рылеева. Свой идеал поэта, “правды верного жреца”, “поклонника пламенного добра”, “органа истины священной”, который “выше всех на свете благ / Общественное благо ставил / И в огненных своих стихах / Святую добродетель славил“, всегда оставался “гонимых обороной / И зла непримиримым врагом”, Рылеев воплотил в думе “Державин” (Думы.– С. 91–95). Установка на поучение, на воспитание положительным примером помешала исторически верному изображению в думах событий и деятелей прошлого. Многочисленные анахронизмы, нашедшие себе место в этих стихотворениях, вызвали резкую критику Пушкина.
Противоречия творческого метода Рылеева глубоко объяснил Н. П. Огарев: “В “Думах” он поставил себе невозможную задачу сочетания исторического патриотизма с гражданскими понятиями своего времени; отсюда вышло ложное изображение исторических лиц ради постановки на первый план глубоко сжившейся с поэтом гражданской идеи” (Думы.– С. 129). Огромная популярность рылеевских дум свидетельствовала о своевременности этих произведений и действенности средств, к которым обратился поэт. Считаясь с критикой, которой подверг думы Пушкин, и признавая под его влиянием слабости некоторых из них, Рылеев тем не менее оставался “убежден душевно, что “Ермак”, “Матвеев”, “Волынский”, “Годунов” и им подобные хороши и могут быть полезны не для одних детей” (Соч.– С. 323).
Особое место в цикле занимает “Иван Сусанин”, единственная дума Рылеева, в центре которой стоит не царь, не князь, не вельможа, мнящий принести темным безмолвным массам свободу, просвещение, а человек из народа, который служит правому делу, как он его понимает,– спасает царя “для России”. Сусанин, бесспорно, самый исторически правдивый характер из всех, которые мы видим в думах. Не случайно Пушкин не распространил свою критику на это стихотворение. Не случайно и то, что оно оказало значительное воздействие на позднейшие произведения литературы и искусства, в том числе и на М. И. Глинку. Эту думу любил А. И. Ульянов.
Показательна последующая судьба книги Рылеева. В годы николаевской реакции “Думы”, по свидетельству А. И. Герцена, “не выходили из рук”, их можно было найти в руках молодых людей в самых отдаленных областях империи. Целое поколение подверглось влиянию “этой пылкой юношеской пропаганды”. В 1860 г. после десятилетий “рабьего молчания”, окружавшего имя и произведения Рылеева, знаменитый сборник был переиздан в Вольной русской типографии в Лондоне. “Мы печатаем “Думы” Рылеева,– писал тогда Огарев,– как исторический памятник, которому не должно исчезнуть, памятник геройского времени русской жизни” (Думы.– С. 126).
Со временем Рылеев, очевидно, сам все более ощущал, что воссоздание исторической действительности в думах терпело ущерб из-за стремления сочетать ее с пропагандой гражданских идей своей эпохи, а пропаганда гражданских идей не укладывается в прокрустово ложе исторических сюжетов. Р. стал терять интерес к созданному им виду лирики. Обширный план, составленный им и включавший темы для двух десятков дум, остался нереализованным. Некоторые Р. начал писать, но не довел до конца, к работе над остальными даже не приступал.
В 1823 г. создается поэма “Войнаровский”, которая знаменовала собой значительные сдвиги, происходившие в творческом методе Рылеева. В “Войнаровском” уже нет того слияния автора с героем, в уста которого поэт вкладывает свои мысли и убеждения, которое было характерно для дум. Поэт и его герой по-разному смотрят на происходящее, по-разному оценивают его. Не декларации героя составляют истинное содержание поэмы, а повествование, ход событий, которым она посвящена. В ряду русских романтических поэм “Войнаровский” был едва ли не первой попыткой совмещения гражданской идеи с устремленностью к психологическому анализу. Прежде, чем кто-либо другой, своеобразие рылеевской поэмы отметил Пушкин. “Рылеева “Войнаровский” несравненно лучше всех его “Дум”,– писал он,– слог его возмужал и становится истинно-повествовательным, чего у нас почти еще нет” . Пушкин высоко оценил стремление Рылеева овладеть широким материалом, делать масштабные обобщения, основанные на более глубоком, чем прежде, проникновении в характер человека. Творческие искания Рылеева велись в том направлении, которое, с точки зрения Пушкина, было самым важным и наиболее перспективным. Потому он и говорил, что “эта поэма нужна была для нашей словесности”. Она оказалась “нужна” и самому Пушкину: с размышлениями о “Войнаровском” связан замысел его поэмы “Полтава”.
Ободренный высокой оценкой, которую получила у Пушкина первая поэма, Рылеев писал ему:
“Очень рад, что “Войнаровский” понравился тебе. В этом роде я начал “Наливайку”…” . Поэму “Наливайко”, посвященную борьбе украинского народа против польских угнетателей в XVI в., Рылееву не довелось завершить. Судя по сохранившимся отрывкам, большое место в ней должно было занять изображение картин народной жизни и быта, участия народных масс в национально-освободительной борьбе. В главном герое поэмы подчеркнута его близость к народу, готовность отдать жизнь борьбе за освобождение народа от иноземного ига.
Наливайко произносит слова, ставшие крылатыми: “Известно мне: погибель ждет / Того, кто первый восстает / На утеснителей народа,– / Судьба меня уж обрекла, / Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?” (Полн. собр. стихотв.– С. 233–234). Декабрист Н. А. Бестужев увидел в них указание на “будущий жребий” поэта, и Рылеев согласился с ним. “Верь мне,– сказал он,– что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы России” . Скорбные настроения, прозвучавшие в “Стансах” (1824) и некоторых других стихотворениях Рылеева, не были данью романтической традиции: за ними стоят раздумья и о собственной участи, и о судьбе своего поколения.
Одной из самых значительных и своеобразных страниц декабристской поэзии были агитационные песни, которые Рылеев писал в соавторстве с А. А. Бестужевым. В них предпринята попытка преодолеть пропасть, которая отделяла дворянских революционеров от молчащей, лишь пробуждавшейся для борьбы крестьянской России, попытка выразить народное отношение к крепостническому режиму, думы и чаяния угнетенных на языке самого народа.
Обращение с революционной проповедью к народу было давним, выношенным намерением Рылеева. По его собственному утверждению, он и думы собирался “распространить между простым народом нашим” . Но думы предусматривали наличие у читателей того культурного уровня, которого простой народ еще Не достиг. Для обращения к нему требовались иные образы и стилистические средства, и они были найдены в агитационных песнях. Сохранились свидетельства популярности этих произведений в среде “простолюдинов, которые видели в них верное изображение своего настоящего положения и возможность улучшения в будущем” . Не случайно они вызывали особую злобу властей и в официальной “Росписи государственным преступникам” Рылееву особо вменялось в вину то, что он “сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи” .
Незадолго до восстания Рылеев написал свое знаменитое стихотворение “Я ль буду в роковое время”. Герцен и Огарев опубликовали его в “Полярной звезде” под названием “Гражданин”, и название это за ним закрепилось. “Гражданин” — это политическая прокламация, стихотворение с открыто агитационной установкой. В нем Рылеев обратился с гневным укором к тем, кто, “в постыдной праздности влача свой век младой”, “не готовятся для будущей борьбы за угнетенную свободу человека” . Политическая актуальность проблемы, поставленной с большой обобщающей силой, страстность и взволнованность лирической интонации, высокое художественное мастерство сделали “Гражданина” самым популярным произведением Р. Его воздействие на русское освободительное движение давало себя знать на протяжении последующих десятилетий. Н. В. Шелгунов цитировал его в революционно-демократической прокламации “К. молодому поколению”. Стих “Позорить гражданина сан” был использован В. И. Лениным в работе “Что делать?”.
В 1823 году Рылеев дебютировал в качестве переводчика — перевод с польского стихотворения Глинского «Дума» вышел в типографии Императорского Воспитательного Дома.
После декабристского восстания издания Рылеева были запрещены и по большей части уничтожены. Известны рукописные списки стихотворений и поэмы Рылеева, которые распространялись нелегально на территории Российской Империи.
Также нелегально распространялись берлинские, лейпцигские и лондонские издания Рылеева, предпринятые русской эмиграцией, в частности Огаревым и Герценом в 1860 году.
Цитаты
Неприлично дело свободы Отечества и водворения порядка начинать беспорядками и кровопролитием.
(К. Ф. Рылеев, накануне 14 декабря 1825 г.)
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
(«Иван Сусанин», 1823)
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа;
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода.
(«Наливайко»)
Память
В Санкт-Петербурге есть улица, носящая имя Рылеева.
Легенда о вещем сне матери Рылеева
Известен рассказ, что мать Рылеева видела вещий сон, в деталях предсказывающий судьбу сына. Он был опубликован в беллетризованной форме одним из русскоязычных журналов предвоенной Эстонии.
Согласно рассказу трёхлетний Кондратий был смертельно болен то ли крупом, то ли дифтеритом. В истовой «не заученной» молитве она забылась у кровати умирающего сына. Незнакомый сладкозвучный голос сказал ей «Опомнись, не моли Господа о выздоровлении… Он, Всеведущий, знает, зачем нужна теперь смерть ребёнка… Из благости, из милосердия Своего хочет Он избавить его и тебя от будущих страданий…». Повинуясь чудному голосу, мать Рылеева пошла сквозь длинный ряд комнат. В первой она увидела выздоровевшего младенца, во второй подростка, начинающего учиться, в предпоследней — «много совсем мне не знакомых лиц. Они оживленно совещались, спорили, шумели. Сын мой с видимым возбуждением говорил им о чём-то», и в последней — виселицу. На этом мать Рылеева проснулась и с удивлением обнаружила, что ребёнок выздоровел.
Библиография
Издания
- «Стихотворения. К. Рылеева» (Берлин, 1857)
- Рылеев К. Ф. Думы. Стихотворения. С предисловием Огарёва Н. / Издание Искандера. — Лондон.: Trubner & co, 1860. — 172 с.
- Рылеев К. Ф. Стихотворения. С жизнеописанием автора и рассказом о его казне / Издание Вольфганг Гергарда, Лейпциг, в типографии Г. Петца, Наумбург, 1862. — XVIII, 228, IV c.
- Сочинения и переписка Кондратия Фёдоровича Рылеева. Издание его дочери. Под ред. П. А. Ефремова. — СПб., 1872.
- Рылеев К. Ф. Думы / Издание подготовил Л. Г. Фризман. — М.: наука, 1975. — 254 с. Тираж 50000 экз. (Литературные памятники)
Стихотворения:
- Агитационные песни, написанные совместно с А. А. Бестужевым [1825]
- Богдан Хмельницкий [1825]
- Стихотворения [1826]
Поэмы:
- Войнаровский [1825]
- Наливайко [1825]
- Палей [1825]
- Думы [1825]
I. Олег Вещий
II. Ольга при могиле Игоря
III. Святослав
IV. Святополк
V. Рогнеда
VI. Боян
VII. Мстислав Удалый
VIII. Михаил Тверской
IX. Димитрий Донской
X. Глинский
XI. Курбский
XII. Смерть Ермака
XIII. Борис Годунов
XIV. Димитрий Самозванец
XV. Иван Сусанин
XVI. Богдан Хмельницкий
XVII. Артемон Матвеев
XVIII. Петр Великий в Острогожске
XIX. Волынский
XX. Наталия Долгорукова
XXI. Державин
ДОПОЛНЕНИЯ
Думы, не вошедшие в отдельное издание:
- Владимир Святый
- Яков Долгорукий
- Царевич Алексей Петрович в Рожествене
- Видение Анны Ивановны
Наброски неконченных дум
- Вадим
- “О, что тебя, край милый, ожидает”
- “На гордой крутизне брегов”
- Марфа Посадница
- “Повсюду вопли, стоны, крики”
- . Меньшиков
- . Миних
- Кулакияда [1813]
Проза:
- Чудак [1823]
- Прозаические произведения [1825]
Причина падения власти пап
Победная песнь героям
Еще о храбром М. Г. Бедраге
<Об Острогожске>
Мемуары и переписка:
- Письмо к Ф. Булгарину [1821]
- Письма к А. С. Пушкину [1825]
- Пушкин А.С. Переписка с К. Ф. Рылеевым [1825]
Критика и публицистика:
- Несколько мыслей о поэзии [1825]
- Провинциал в Петербурге [1821]
- Провинциал в Петербурге [1821]
Об авторе:
- К. Ф. Рылеев: биографическая справка [1901]
- М. Дальцева. Так затихает Везувий [1982]
- Рылеев К. Ф.: Биобиблиографическая справка [1990]
- В. Базанов, А. Архипова. Творческий путь Рылеева [1971]
Литература
- Бестужев Н. А. Воспоминание о Рылееве. Воспоминания Бестужевых. Редакция, статья и комм. М. К. Азадовского. М., Л. : Изд-во Академии наук, 1951.С. 7-40, С. 679—691
- Дерзновение / Д. Валовой, М. Валовая, Г. Лапшина. — М.: Мол. гвардия, 1989. — 314[6] c., ил. С.162-170.
- Афанасьев В. Рылеев. — М.: Мол. гвардия, 1982. — (Жизнь замечательных людей).
- Глинка Ф. Н. К. Ф. Рылеев // Русская старина, 1872. — Т. 3. — № 2. — С. 244—246.
- О’Мара Патрик. К.Ф. Рылеев: Политическая биография поэта-декабриста. М., 1989.
- Куклин А. Я. К. Ф. Рылеев. Л., 1965;
- Hечкина М. В. Движение декабристов. Т 1—2. М., 1955;
- Пигарев К. В. Жизнь Рылеева. М., 1947.
Избранное