Полонский Яков Петрович – биография
Я́ков Петро́вич Поло́нский (6 [18] декабря 1819, Рязань — 18 [30] октября 1898, Санкт-Петербург) — русский литератор, известный главным образом как поэт.
Биография
Полонский Яков Петрович (1819 – 1898), поэт. Родился 6 декабря (18 н.с.) в Рязани в небогатой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, по окончании которой поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы начинает писать и публиковать свои стихи в “Москвитянине” и в студенческом альманахе “Подземные ключи” (1842). Дружит с А.Григорьевым, А.Фетом, П.Чаадаевым, Т.Грановским, И.Тургеневым.
В журнале «Отечественные записки» в 1840 году опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи». В это время познакомился с И. С. Тургеневым, дружба с которым продолжалась до смерти последнего.
По окончании университета (1844) жил в Одессе, затем получил назначение в Тифлис (1846), где служил до 1851 года; кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность.
В 1859—60 Полонский — один из редакторов журнала «Русское слово». В 1860—96 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати. Сотрудничество в «Современнике» и «Отечественных записках», выход в свет сборников стихов 1855 и 1859, шуточной поэмы-сказки «Кузнечик-музыкант» (1859), высоко оцененной Тургеневым, — все это привлекло к Полонскому внимание критики. В общественно-литературной борьбе 60-х Полонский не примыкал ни к одному лагерю. Защищал в своих стихах поэзию «любви», противопоставляя ее поэзии «ненависти» («Для немногих», 1860, «Поэту-гражданину», 1864, «Блажен озлобленный поэт…», 1872), но и признавал невозможность любви «без боли» и жизни вне проблем современности («Одному из усталых», 1863, «И в праздности горе, и горе в труде…», 1865). Полонский написал пьесу «Разлад», в которой одобрял политику правительства по отношению к польскому восстанию 1863 (опубл. в «Эпохе», 1864).
В к. 60-х в стихах Полонского появляется гражданская тема: «Миазм» (1868), «В альбом К. Ш.» (1871), «Слепой тапер» (1976), «Узница» (1878), «Старая няня» (1881); их основные мотивы восходят к поэзии Некрасова. В лирике Полонского отразились колебания поэта между «тревогами сердца» и «гражданственными тревогами». Старания Полонского отвечать запросам времени были восприняты критикой лишь как проявление эклектической природы его таланта. И. Тургенев защищал Полонского от упреков в несамостоятельности и эклектизме.
В 80—90-е в поэзии Полонского преобладают религиозно-мистические настроения. Сборник стихов «Вечерний звон» (1890) проникнут мотивами смерти, мимолетности человеческого счастья; в гипертрофированном виде здесь развились и раньше присущие Полонскому образы ночных видений, снов, галлюцинаций. Тем не менее именно в это время к Полонскому пришло признание читателей. Некоторую роль в сплочении культурных сил России имели литературные собрания («пятницы») Полонского.
В 1890-е годы Полонский, Майков и Григорович — последние представители словесности сороковых годов — напоминали петербургскому обществу об ушедшем веке литературных гигантов.
Умер Полонский в Петербурге в 1898 году, похоронен в Ольговом монастыре под Рязанью; в 1958 году перезахоронен на территории Рязанского кремля.
Семья
Первая жена с июля 1858 года — Елена Васильевна Устюжская (1840—1860), дочь старосты русской церкви в Париже, Василия Кузьмича Устюжского (Ухтюжского), и француженки. Брак был заключен по любви, хотя невеста почти не знала русского языка, а Полонский – французского. Умерла в Петербурге от последствий тифа, соединившегося с выкидышем. Их шестимесячный сын Андрей умер в январе 1860 года.
Вторая жена с 1866 года — Жозефина Антоновна Рюльман (1844—1920), скульптор-любитель, сестра известного врача А. А. Рюльмана. По словам современницы, «Полонский женился на ней потому, что влюбился в её красоту, она же вышла за него потому, что ей некуда было голову преклонить». В браке имели двух сыновей, Александра (1868—1934) и Бориса (1875—1923), и дочь Наталью (1870—1929), в замужестве за Н. А. Елачичем.
Творчество
Литературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы и рассказы. По характеристике Юлия Айхенвальда,
«Писатель редких вдохновений, Полонский был замечательно искусный версификатор, и порою для него как бы не существовали технические усилия и трудности размеров и рифмы. Непринужденно и легко, будто разговорная речь, льется у него простой, ненарядный и часто недорогой стих.»
Первый поэтический сборник — «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе второй сборник «Стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку В. Г. Белинского. В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа.
Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878) он посвятил Вере Засулич. На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890). Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859).
Грузинские стихи Полонского выделяются редкой для своего времени музыкальностью. Д. Мирский называет его «самым романтичным из эклектиков середины века», хотя со своим романтизмом он не переставал бороться:
Поэтическое его мастерство было чисто романтическим, но он боялся отдаться ему целиком и считал своим долгом писать благонамеренные стихи о светоче прогресса, свободе слова и прочих современных предметах.
Полонский писал также прозу. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869) следовал И. С. Тургеневу. В основу романа «Дешёвый город» (1879) легли впечатления одесской жизни. Автор опытов в жанре мемуаров («Мой дядя и кое что из его рассказов»).
Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 году, стала народной песней.
Публицистика
С 1860 года и до конца жизни на квартире поэта по пятницам собирались учёные, деятели культуры и искусства на встречах, получивших название «Пятницы» Я. П. Полонского.
Полонский писал письма в защиту духоборов Победоносцеву, а также собирался писать воспоминания о них.
Консерватор и православный, в конце жизни Я. П. Полонский выступал против критики церкви и государства со стороны Льва Толстого. В 1895 по поводу вышедшего за границей сочинения Толстого «Царство Божие внутри вас» Полонский напечатал в «Русском обозрении» (№ 4—6) полемическую статью «Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л. Н. Толстого». После появления статьи Толстого «Что такое искусство?» Полонский также написал резкую статью. Это вызвало со стороны Л. Н. Толстого письмо с предложением о примирении: Толстому стало известно доброжелательное отношение Полонского к гонимым духоборам.