Окуджава Булат Шалвович – биография
Була́т Ша́лвович Окуджа́ва (при рождении назван родителями Дориа́ном, в честь Дориана Грея; 9 мая 1924, Москва, СССР — 12 июня 1997, Кламар, Франция) — бард, советский и российский поэт, прозаик и сценарист, композитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е—1980-е годы.
Биография
Детство и юность
Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье большевиков, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец — Шалва Степанович Окуджава, грузин, партийный деятель; мать — Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница армянского поэта Ваана Терьяна.\
Вскоре после рождения Булата его отец был направлен на Кавказ комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тифлис, учился в русском классе.
Отец был повышен до секретаря Тифлисского горкома. Из-за конфликта с Берией он обратился с просьбой к Орджоникидзе направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем он стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии и вскоре выписал семью к себе на Урал. Булат начал учиться в школе № 32.
В 1937 году отец Окуджавы был арестован в связи с троцкистским делом на Уралвагонстрое. Арестованный директор завода Л. М. Марьясин дал показания, что в августе 1934 года он и Окуджава во время приезда наркома тяжёлой промышленности Орджоникидзе на Уралвагонстрой пытались организовать на него покушение.
4 августа 1937 года Ш. С. Окуджава был расстрелян. Два брата отца также были расстреляны как сторонники Троцкого.
Вскоре после ареста отца, в феврале 1937 года, мать, бабушка и Булат переехали в Москву. Первое место жительства в Москве — улица Арбат, дом 43, кв. 12, коммунальная квартира на четвёртом этаже.
Мать Окуджавы была арестована в Москве в 1938 году и сослана в Карлаг, откуда вернулась в 1947 году.
В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.
Война
В апреле 1942 года Булат Окуджава добивался досрочного призыва в армию. Был призван после достижения восемнадцатилетия в августе 1942 года и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион.
После двух месяцев подготовки с октября 1942 года на Закавказском фронте, миномётчик в кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. 16 декабря 1942 года под Моздоком был ранен.
После госпиталя в действующую армию не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта, прикрывавшего в этот период границу с Турцией и Ираном. Потрясению от непридуманной войны посвящена повесть «Будь здоров, школяр» (1960-1961); военная служба после госпиталя и отпуска 1943 года описана в повести «Приключения секретного баптиста» (1984).
Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года в звании гвардии рядового. Был награждён медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», в 1985 году — орденом Отечественной войны I степени.
Работа учителем
После демобилизации вернулся в Тбилиси. В Тбилиси, после ранения, Булат читал свою лирику в литературном кружке, сложившемся вокруг поэта Георгия Крейтана. В 1945 в газете Закавказского фронта появились военно-патриотические стихи Окуджавы, написанные в расчете на публикацию. Позже он отважился зайти к приехавшему в Тбилиси Б. Л. Пастернаку, который отнесся к стихам терпеливо и одобрил выбор будущим литератором филологического факультета Тбилисского университета. Во время учебы в университете стал одним из инициаторов литературного кружка, многие члены которого были репрессированы в апреле 1948.
В 1950, после окончания университета Окуджава получил распределение — учителем в Калужскую область, что нашло отражение в повести «Новенький, как с иголочки» (1962) и рассказе «Частная жизнь Александра Пушкина…» (1976). С 1953 начал публиковаться в местных изданиях, сотрудничать в молодежной газете. В 1956 в Калуге вышел первый его сборник «Лирика», образчик соцреалистического канона.
В 1955 была освобождена, а затем и реабилитирована мать поэта. В 1956 он перебрался в Москву. Обретение собственного поэтического голоса связано с участием в литобъединении «Магистраль», созданном поэтом Г. Левиным. Здесь «Лирику» раскритиковали, что способствовало творческому кризису ее автора.
К 1957 Окуджава начал писать по-новому, часть его произведений — песни (некоторые были созданы ранее: «Неистов и упрям…» в 1946; «Эта женщина!..», возможно, в студенческие годы и т.д.). Песни Окуджавы уже в конце 1950-х стали очень популярны. Неповторимый язык, интонация доверительности, идущая как бы изнутри мелодия отсутствие фальши сделали песни культурной приметой времени и манифестом инакомыслящей интеллигенции вплоть до времен перестройки. Его емкое афористическое слово обогатило язык. Цензурой поэзия Окуджавы воспринимались по-разному. Так, из 1957 текст «Надежда, я вернусь тогда…» вошел уже в сборник «Острова» (1959), ряд широко известных текстов был напечатан на родине в 1960-е гг., другие лишь в годы перестройки.
Первый «песенный» период (1957-1961) совпал с расцветом так называемой «эстрадной» поэзии, введя Окуджаву в ее круг (Б. А. Ахмадулина, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский и др.), в частности, на выступлениях в Политехническом музее, во Дворце спорта в Лужниках. С 1963 Окуджава создавал по 1-3 песни в год (лишь в 1975 — 9 песен), становившихся широко известными («Песенка о Моцарте», «Грузинская песня»). Второй его «песенный» период — начало 1980-х гг.
В поэзии Окуджавы очень важное место занимал Арбат, символизирующий ценности русской интеллигенции («Песенка об Арбате», «Надпись на камне», «Арбатский романс» и мн. др.), противопоставленной «чужеземцам» («Я выселен с Арбата…»), чьи «речи несердечны и холодны пиры». Реальные детали (например, «поэт Глазков напротив жил» в песне «Речитатив») погружены в символическое пространство — «рай, замаскированный под двор»; в поздних стихах Арбат демифологизируется («В арбатском подъезде мне видятся дивные сцены…»).
Окуджава — поэт фронтового поколения, рисующий войну с точки зрения любви к жизни и к человеку, которому присущ в то же время нериторический героизм. В поздней лирике нарастает мотив личной ответственности за прошлое: «Убил ли кого? Или вдруг поспешил и промазал?.. /… А справиться негде. И надо решать самому». Схожа позиция в «политических» стихах, где доля личной причастности к сталинизму («Арбатское вдохновение…», 1980; «Я маленький, горло в ангине…» и др.), вообще ответственность современников трагедии («Калужская фантазия»), не менее важна, чем инвективы палачам («Ну что, генералиссимус прекрасный…», 1981; «Письмо к маме», 1987 и др.) и проблема прощения («Прощание с осенью»).
Образ единения людей, сплотившихся в противостоянии злу, у поэта обращен к пушкинскому — «прекрасен наш союз». Песни «Союз друзей» (1970) и «Молитва» (1964-66) стали гимнами Клуба самодеятельной песни (КСП), где Окуджаву считали основоположником жанра авторской песни наряду с В. С. Высоцким и А. А. Галичем. Хвала открытой двери («Когда метель кричит, как зверь…», 1959), однако, сменяется у Окуджавы скепсисом («Взяться за руки не я ли призывал вас, господа…»), неприятием толпы «потных современников моих» («Да здравствует великий Понедельник!..», 1977); тема человека и стаи («Антон Палыч Чехов…») подытожена словами: «Уединение прекрасно, а одиночество беда».
Поэт, бард
Первая песня Окуджавы «Нам в холодных теплушках не спа́лось» относится к периоду службы в артиллерийской бригаде, текст песни не сохранился. Вторая была написана в 1946 году — «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»). Cтихи Окуджавы впервые появились в гарнизонной газете Закавказского фронта «Боец РККА» (позднее — «Ленинское знамя»), сначала под псевдонимом А. Долженов.
Работая в Калужской области, Окуджава сотрудничал с газетой «Молодой ленинец». В 1956 году выпустил свой первый сборник «Лирика» .
В 1956 году после реабилитации обоих родителей и XX съезда КПСС Окуджава вступил в партию. В 1959 переехал в Москву и начал выступать со своими песнями, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956—1967) относится сочинение многих известных песен Окуджавы: «На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.
В авторских песнях Окуджавы, звучавших нравственным камертоном в эпоху застоя, сквозь романтически преображенные картины будничной жизни, мягкую доверительную интонацию и тонкий лиризм проступает твердость этических ориентиров, безупречная верность высокому духовному выбору. Среди наиболее известных песен Окуджавы — Песня о последнем троллейбусе, Песенка об Арбате, Надежды маленький оркестрик, Молитва, Песня о Моцарте, Союз друзей и многие другие.
Первый «песенный» период (1957-1961) совпал с расцветом так называемой «эстрадной» поэзии, введя Окуджаву в ее круг (Б. А. Ахмадулина, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский и др.), в частности, на выступлениях в Политехническом музее, во Дворце спорта в Лужниках. С 1963 Окуджава создавал по 1-3 песни в год (лишь в 1975 — 9 песен), становившихся широко известными («Песенка о Моцарте», «Грузинская песня»). Второй его «песенный» период — начало 1980-х гг.
В поэзии Окуджавы очень важное место занимал Арбат, символизирующий ценности русской интеллигенции («Песенка об Арбате», «Надпись на камне», «Арбатский романс» и мн. др.), противопоставленной «чужеземцам» («Я выселен с Арбата…»), чьи «речи несердечны и холодны пиры». Реальные детали (например, «поэт Глазков напротив жил» в песне «Речитатив») погружены в символическое пространство — «рай, замаскированный под двор»; в поздних стихах Арбат демифологизируется («В арбатском подъезде мне видятся дивные сцены…»).
Окуджава — поэт фронтового поколения, рисующий войну с точки зрения любви к жизни и к человеку, которому присущ в то же время нериторический героизм. В поздней лирике нарастает мотив личной ответственности за прошлое: «Убил ли кого? Или вдруг поспешил и промазал?.. /… А справиться негде. И надо решать самому». Схожа позиция в «политических» стихах, где доля личной причастности к сталинизму («Арбатское вдохновение…», 1980; «Я маленький, горло в ангине…» и др.), вообще ответственность современников трагедии («Калужская фантазия»), не менее важна, чем инвективы палачам («Ну что, генералиссимус прекрасный…», 1981; «Письмо к маме», 1987 и др.) и проблема прощения («Прощание с осенью»).
Образ единения людей, сплотившихся в противостоянии злу, у поэта обращен к пушкинскому — «прекрасен наш союз». Песни «Союз друзей» (1970) и «Молитва» (1964-66) стали гимнами Клуба самодеятельной песни (КСП), где Окуджаву считали основоположником жанра авторской песни наряду с В. С. Высоцким и А. А. Галичем. Хвала открытой двери («Когда метель кричит, как зверь…», 1959), однако, сменяется у Окуджавы скепсисом («Взяться за руки не я ли призывал вас, господа…»), неприятием толпы «потных современников моих» («Да здравствует великий Понедельник!..», 1977); тема человека и стаи («Антон Палыч Чехов…») подытожена словами: «Уединение прекрасно, а одиночество беда».
В языке Окуджавы богатейший арсенал поэтических приемов: весь метрический репертуар русского стиха; разнообразная звукопись, в т.ч. экспериментальная (все слова строки, например, на «в»: воля, восторг, вероятность везения…), всевозможные лексические средства (синонимы: отчизна – страна проживания – черное пространство; паронимы: старят старанья, грустные грузинки и проч.), филигранная работа с семантикой, в том числе и «неполнозначных» слов – союзов, междометий и т.д. Употребление разноплановых средств строго соразмерено, что создает иллюзию полной простоты и безыскусственности. Воедино сводятся противоположности, так, высокий книжный стиль (дама, око, вершить, пасть, простертый; цитаты и реминисценции: «боль от перемены мест», «командир – дам уездных кумир»; развернутые метафоры: троллейбус – корабль, совесть – костер; образы-символы Надежды, Веры и Любови…) совмещен с разговорным стилем доверительной беседы (пустяк, зябкий, прикончить; обращения: а мы с тобой, брат…, представьте вы…; игра фразеологизмами: играет всю жизнь напролет, по образу и духу).
В 1961 году в Харькове состоялся первый в СССР официальный вечер авторской песни Окуджавы. В 1962 году он впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».
В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа». Окуджава — автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и «катюша». (Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах.
Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и А. А. Галичем), который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Окуджава сформировал своё направление. В 1967 году во время поездки в Париж он записал 20 песен на студии «Le Chant du Monde». На основе этих записей первая пластинка с песнями Окуджавы вышла в Париже в 1968 году под названием «Le Soldat en Papier». В том же году в Польше вышла пластинка с песнями Окуджавы в исполнении польских артистов, и одна песня — «Прощание с Польшей» — в нём была в исполнении автора.
С середины 1970-х годов пластинки Окуджавы выходили и в СССР. В 1974—1975 годах была записана долгоиграющая пластинка, его первая записанная в СССР, вышла она в 1976 году. За ней последовал второй советский диск-гигант в 1978 году. В середине 1980-х Окуджава записал ещё два диск-гиганта: «Песни и Стихи о Войне» и «Автор Исполняет Новые Песни».
Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русской эмиграции. Песни «Возьмёмся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слётов КСП и фестивалей.
Кроме песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский. Вместе с композитором Исааком Шварцем Окуджава создал 32 песни. Наиболее известные — песня «Ваше благородие, госпожа Удача» («Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».
В 1990-е годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкино. В это время он выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Канаде, Германии и Израиле.
23 июня 1995 года состоялся последний концерт Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
Литератор
Окуджа́ва Булат Шалвович — советский и российский поэт и прозаик. В кино выступал как актер, сценарист, автор песен и стихов. Один из общепризнанных основоположников «авторской песни».
В стихах (сборники «Март великодушный», 1967, «Арбат, мой Арбат», 1976, «Посвящается вам», 1988, «Милости судьбы», 1993) и прозе (повесть «Будь здоров, школяр!», 1961; исторические романы «Бедный Авросимов», 1969, о П. И. Пестеле, в последующих изданиях — «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов» 1976-78, «Свидание с Бонапартом», 1983) — частная человеческая жизнь в ее сложных взаимосвязях с течением истории.
Важнейшей внутренней темой творчества Окуджавы стало преодоление революционного менталитета, который для него долго сосуществовал с гуманистическими ценностями. В «Сентиментальном марше» воспеты комиссары в пыльных шлемах, но готовность на жертву уже соединена с жаждой сберечь жизнь. В стихотворении «До свидания, мальчики» (1958), где война названа подлой, — та же «дегероизация», за которую в начале 1960-х был разгромлен в печати «Школяр». В 1962 секция СП РСФСР постановила, что «большинство этих песен не выражает настроений, дум, чаяний нашей героической молодежи», после этого автору пришлось как бы заново искать путь к читателю, с чем связывают обращение поэта к исторической прозе.
В повести «Глоток свободы» («Бедный Авросимов») (1965-1968) исследуется правомерность революционного пути на примере П. И. Пестеля. В повести «Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль» (1969-1970) и романе «Путешествие дилетантов» (1971-1977) герои противостоят вмешательству абсолютной власти в частную жизнь (Лев Толстой — Александру II; Мятлев — Николаю I). Они отстаивают духовную независимость в ее бытийных проявлениях.
В романе «Свидание с Бонапартом» (1979-1983) самобытный путь частной жизни, подобный толстовскому пути исканий, кончается крахом. Окуджава показал изживание иллюзий свободы, равенства и братства как драматический процесс (Г. А. Белая), происходящий преимущественно в индивидуальном сознании. Его герой расстается с коллективным мифотворчеством, рискуя оказаться в духовной изоляции, грозящей гибелью (Тимофей Игнатьев). Поэтому исторический скепсис Окуджавы развенчивает не только социальную утопию, но и возможные ее экзистенциальные альтернативы, включая «миф о прайвеси», на котором основано нонконформистское искусство эпохи оттепели и застоя. Изысканная композиция, сложный рамочный комплекс, игра с литературными лейтмотивами, двойничество, говорящие имена (в том числе подлинные) стилизация и проч. совмещены в прозе с обширным документальным материалом, который настолько органично включен в художественный текст, что критика порой принимала подлинник за мистификацию.
В первое время своей литературной работы Окуджава занимался и переводами: переводил стихи с арабского, испанского, финского, шведского, языков народов соцстран и СССР, также перевёл две книги прозы. Писал для детей — повести «Фронт приходит к нам», «Прелестные приключения». Помогая опальным друзьям, опубликовал под своим именем статью Л. Копелева о докторе Гаазе и книгу стихов в переводе Ю. Даниэля. Под его именем напечатан также текст песни «Парус» (муз. Е. Глебова), написанный О. Арцимович.
Ретроспективная проза помогла Окуджаве осмыслить исторический опыт своей эпохи (поэма «В карете прошлого»), который отразился в малой прозе в 1975-1990-е гг. В рассказах «Искусство кройки и житья» (1985), «Нечаянная радость»(1986) и др. показан поздний сталинизм, проникший в частную жизнь, приватное поведение и мировоззрение. «Приключения секретного баптиста» (1984), «Выписка из давно минувшего дела» (1991) и др. рисуют человека послесталинской эпохи, с его страхами, иллюзиями, слепотой и неодураченной совестью. Автопсихологическая достоверность и самоирония ( «Я выдумал музу иронии…») в автобиографических анекдотах и рассказах совмещены с историческим обобщением, поэтому сведения из них не всегда относятся к автору. Рассказ «Девушка моей мечты» (1985) о возвращении матери из ГУЛАГа и хроника «Упраздненный театр» подводят итог размышлениям о коммунистической утопии, которая, пропитав изнутри, превращала детей в убийц, взрослых в винтики, доводя стариков до отчаяния.
Был членом учредительного совета газет «Московские новости» и «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб».
Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира, а также за границей выходили его книги на русском языке.
12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Кламар), в военном госпитале.
Перед самой смертью он был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печерского монастыря.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Общественная деятельность
С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию.
С 1989 года Окуджава член-учредитель русского ПЕН-центра. В 1990 году вышел из КПСС. С 1992 года член комиссии по помилованиям при Президенте РФ, с 1994 член комиссии по Государственным премиям РФ. Также был членом Совета общества «Мемориал».
К Сталину и Ленину относился отрицательно.
Ну что, генералиссимус прекрасный?
Твои клешни сегодня безопасны —
опасен силуэт твой с низким лбом.
Я счёта не веду былым потерям,
но, пусть в своём возмездьи и умерен,
я не прощаю, помня о былом.
— Б. Окуджава, 1981
В интервью журналу «Столица» в 1992 году Окуджава говорил: «Взять наши споры с мамой, которая, несмотря на то, что девятнадцать лет провела в лагерях, оставалась убеждённой большевичкой-ленинкой. Что ж, и я сам какое-то время считал, что это Сталин всё испортил». В интервью «Новой Газете» высказывал идею о сходстве фашистского и сталинского режимов.
В 1993 году подписал «письмо 42-х» с требованием запрета «коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений», признания нелегитимным съезда народных депутатов и Верховного Совета, суда над организаторами и участниками событий октября 1993 года в Москве.
Негативно высказался о сторонниках Верховного Совета (Хасбулатове, Макашове, Руцком) в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года.
Осуждал войну в Чечне.
Семья
- Отец — Шалва Степанович Окуджава, партийный работник.
- Мать — Ашхен Степановна Налбандян, родственница армянского поэта Ваана Терьяна.
- Первая жена — Галина Васильевна Смольянинова (1926—1965).
- Сын — Игорь Окуджава (1954—1997) .
- Дочь — умерла в раннем младенчестве.
- Вторая жена — Ольга Владимировна Окуджава (урождённая Арцимович), племянница Льва Арцимовича.
- Сын — Булат (Антон) Булатович Окуджава (р. 1965), музыкант, композитор.
Награды
- Орден Отечественной войны 1-й степени (1985).
- Орден Дружбы народов (1984).
- Медаль Жукова (1996).
- Медаль «За оборону Кавказа» (1944).
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945).
- Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1965).
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1975).
- Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1985).
- Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1995).
- Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» (1968).
- Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР» (1977).
- Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР» (1988).
- Почётная медаль Правления Советского фонда мира.
Премии, почётные звания
- Первая премия и приз «Золотой венец», Югославия (1967).
- Приз «Золотая гитара» на фестивале в Сан-Ремо, Италия (1985).
- Почётная степень доктора гуманитарных наук Норвичского университета, США (1990).
- Премия «Пеньо Пенев», Болгария (1990).
- Премия «За мужество в литературе» им. А. Д. Сахарова («Апрель») (1991).
- Государственная премия СССР (1991) — за сборник стихотворений «Посвящается Вам» (1988).
- Премия «Русский Букер» (1994) — за автобиографический роман «Упразднённый театр»[7].
- Почётный гражданин Калуги (1996).
Память
Памятник на могиле Окуджавы, Ваганьковское кладбище
Почтовая марка России из серии «Популярные певцы российской эстрады», посвящённая Булату Окуджаве, 1999, 2
8 мая 2002 года в Москве был открыт первый памятник Булату Окуджаве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка.
8 сентября 2007 года был открыт памятник Окуджаве в Москве во дворе Центра образования № 109. Автор обеих скульптур — Георгий Франгулян.
В честь 80-летия поэта в калужской школе № 5 открыт барельеф Окуджавы.
- Имя Окуджавы присвоено малой планете.
Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы основан 22 августа 1998 года, открыт 31 октября 1999 года. Находится в Московской области, Ленинский район, п/о Мичуринец, пос. Переделкино, ул. Довженко, 11.
- В 1998 году была учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы
Фестивали и конкурсы имени Булата Окуджавы
- Международный фестиваль Булата Окуджавы
- Ежегодный московский фестиваль «И друзей созову…», посвящённый Булату Окуджаве
- Открытый городской конкурс патриотической авторской песни имени Булата Окуджавы, Пермь
- Израильский международный фестиваль памяти Булата Окуджавы, города Израиля
- Всероссийский фестиваль авторской песни и поэзии «Песня Булата в Колонтаево»
- Всероссийский фестиваль авторской песни и поэзии «Песня Булата на Байкале»