Михалков Сергей Владимирович – биография
Серге́й Влади́мирович Михалко́в (28 февраля [13 марта] 1913, Москва, Российская империя — 27 августа 2009 год, Москва, Российская Федерация) — советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент, автор текстов гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967). Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1970), трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1942, 1950) и Государственной премии СССР (1978), академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Депутат Верховного Совета СССР 8—11 созывов (1970—1989). Член КПСС с 1950 года.
Биография
Детство и ранние годы
С. В. Михалков родился 28 февраля (13 марта) 1913 год в Москве. Сын коллежского асессора Владимира Александровича Михалкова и Ольги Михайловны Михалковой (урождённой Глебовой). Принадлежит к старинному дворянскому роду Михалковых, усадьба которых частично сохранилась в городе Рыбинске. По отцовской линии Сергей Владимирович внук гвардии ротмистра, помещика Московской, Костромской, Ярославской губерний Александра Владимировича Михалкова и Анны (Алисы) Логиновны Миллер, по материнской — почётного мирового судьи, предводителя дворянства Венёвского уезда Михаила Петровича Глебова и Елизаветы Васильевны Безобразовой. Прямой потомок князей Голицыных, Ухтомских и других известных дворянских родов.
Мать Сергея Владимировича, Ольга Михайловна, всецело преданная семье, мягкая, сердечная женщина, некоторое время учительствовала, была сестрой милосердия, а затем полностью отдала себя мужу и детям, которых было трое – Сергей, Михаил и Александр. Именно ей братья были обязаны тем, что получили образование, узнали языки, умели прилично вести себя в обществе. А мужу она стала верной соратницей в его изобретательстве, всегда поддерживая все его начинания, а иногда тактично подсказывая то или иное возможное решение возникших проблем.
Раннее детство ребенка прошло в имении Назарьево, что в Подмосковье, принадлежавшем знакомым родителей Яковлевым. Поскольку ходить в школу было далеко, начальное образование братья получили дома: для этого была приглашена немка-гувернантка Эмма Ивановна Розенберг, заложившая в детей не только основы строжайшей самодисциплины, но и обучившая их немецкому языку на таком уровне, что уже в детстве они могли читать Шиллера и Гете в подлиннике.
Что касается «профориентации» будущего поэта, то она обозначилась очень рано: стихи Сережа начал писать лет с девяти, а примерно через год беспризорные воришки, проникшие в квартиру Михалковых, стащили заветную шкатулку, где среди прочих мальчишеских «сокровищ» (рогатки, перочинного ножа) находилась и общая тетрадь с первыми стихами юного поэта…
Так или иначе, мальчик начал писать стихи и, чтобы придать своему творчеству «гласность», издавал домашний «литературно-художественный» журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья. Подражательные, еще совсем не умелые, первые поэтические опусы Сережи Михалкова все же уже тогда обнаруживали дарование будущего выдающегося стихотворца.
Однажды отец, ничего не говоря сыну, послал несколько его стихотворений известному поэту Александру Безыменскому. «У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусть больше читает и продолжает писать стихи», – ответил тот.
В 1927 году семья переехала в город Пятигорск Ставропольского края. В эти годы Сергей начал печататься. В 1928 году в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону) было опубликовано его первое стихотворение «Дорога».
После окончания школы Сергей Михалков возвратился в Москву и работал то разнорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, то младшим наблюдателем геологоразведочной экспедиции Ленинградского Геодезического института на Алтае, то помощником топографа в изыскательской партии Московского управления воздушных линий на Волге…
В 1932 году от воспаления легких умер, не дожив до своего пятидесятилетия, отец поэта. Ровно года не хватило ему для того, чтобы порадоваться успехам сына: начиная с 1933 года имя Сергея Михалкова не сходит со страниц центральной прессы, его печатают в «Огоньке», «Известиях», «Комсомольской правде», «Вечерней Москве» и даже в «Правде». В том же году он становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия» и членом Московского группкома писателей. К этому времени относится и начало долголетней дружбы с уже популярным писателем Львом Кассилем и замечательными мастерами эстрады Риной Зеленой и Игорем Ильинским, в чьем исполнении со сцены и по радио началось триумфальное шествие детских стихов Михалкова по всей стране.
С. Михалков – страницы биографии
Начало активной творческой деятельности
В 1935 в журнале «Пионер», газетах «Известия» и «Комсомольская правда» появились первые стихи Михалкова для детей: Три гражданина, Дядя Степа, А что у вас?, Про мимозу, Упрямый Фома и др. В 1936 в серии «Библиотечка „Огонька”» выходит его первый сборник Стихи для детей.
Стихи были звонкие, веселые, динамичные, емкие (порой до афористичности), «основы социального воспитания» (как выразился в своей рецензии в «Правде» А.Фадеев) давались в них не «в лоб», а ненавязчиво, с учетом детской психологии. Лучшее тому доказательство – многие стихи этого времени продолжают читать и любить дети и сегодня.
Писал и прозаические сказки. Наиболее известная – Три поросенка (1936) – переложение английской народной сказки.
С самого начала своей деятельности на поприще детской литературы Михалков не только пишет, но и переводит: из Ю.Тувима, Л.Квитко и др. Его переводы по своим художественным достоинствам не уступают оригинальным стихам.
Скоро среди детских стихов появляется все больше идеологизированных. Однако стихи оставались упругими, чеканными, врезающимися в память.
В 1939 за напечатанное в 1935 в газете «Известия» стихотворение Светлана получил орден Ленина вместе с Шолоховым, Н.Тихоновым, А.Фадеевым и Твардовским. Через год – Сталинская премия за стихи для детей, еще через год – вторая, за сценарий кинофильма Фронтовые подруги (в соавторстве с М.Розенбергом).
В 1935 поступил в Литературный институт, но уже в 1937, став членом Союза писателей, оставил студенческую скамью. Были опубликованы сборники его стихов и басни. Многие персонажи стихов Михалкова стали нарицательными («Про Мимозу», «Фома» и другие). Малоизвестный доселе московский писатель стал «выдвиженцем», быстро взлетел на верх литературной иерархии СССР.
В 1936 женился на дочери художника П.Кончаловского, внучке художника В.Сурикова, Н.П.Кончаловской, вскоре также ставшей детской писательницей. От этого брака родились два сына Андрон (1937) и Никита (1945), оба впоследствии – известные кинорежиссеры.
В 1938 в Московском театре юного зрителя была поставлена пьеса Михалкова Том Кенти (по мотивам повести Марка Твена Принц и нищий). Спектакль не сходил со сцены более сорока лет.
Годы войны. Известность
Во время Великой Отечественной войны Михалков — корреспондент газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Работает над сценариями к фильмам и мультфильмам. Создает классические басни «Лиса и бобер», «Непьющий воробей», «Заяц во хмелю», «Слон-живописец» и мн. др.
После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров «Веселое сновидение или Смех и слезы» (1945), «Я хочу домой» (1948), сценарии для мультфильмов.
1943 вместе с Эль-Регистаном работал над словами Государственного Гимна. Со временем возникла необходимость внести в текст гимна изменения: имя Сталина было из него изъято, а в конце 1990-х потребовались уже не отдельные изменения, а новый текст. Слова Гимна России, принятого в 2001, также принадлежат Михалкову.
Михалков – автор эпитафии, высеченной на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен), а также стихотворного обращения к воинам, павшим за освобождение Европы, высеченном на цоколе памятника советским солдатам в Вене.
С начала Великой Отечественной войны пишет и публикует Быль для детей – о событиях военных лет.
Деятельность в годы известности
С. Михалков (3-й слева) на III съезде писателей Белорусской ССР. 1954 год
После 1945 детские стихи уже не занимают в творчестве Михалкова главенствующее место. Его все больше увлекала драматургия. В 1946 на сцене ТЮЗа появляется пьеса Особое задание, в 1947 – Красный галстук, в 1949 – Я хочу домой!
За пьесу Я хочу домой! и антиамериканскую пьесу для взрослых – Илья Головин (также 1949) Михалков получил 3-ю Сталинскую премию.
Пьесы для детей и взрослых продолжал писать и в 1950–1980-е. Среди них – комедии Сомбреро (для детей) и Дикари (для взрослых), сошедшие с театральных подмостков в конце 1980-х.
В 1950–1970-е появляются и пьесы для малышей: Зайка-зазнайка (1951), Как медведь трубку курил (1954), Трусохвостик (1967).
В 1947 г. совершил путешествие вокруг Европы на военном корабле «Лена», о чём написана в соавторстве с Л.Кассилем книга «Европа слева».
Еще в 1938, когда была написана первая пьеса для детей, Михалков начал работать для кино. В начале он написал текст к мультипликационному фильму В Африке жарко, затем по сценариям Михалкова было поставлено более тридцати мультипликационных и художественных фильмов. Известны Охотничье ружье, Полкан и шавка (оба 1949), Портрет (1965), Хочу бодаться (1968), Комитет 19-ти (1972), Вид на жительство (1972) (две последние в соавторстве с А.Шлепяновым). Не раз Михалков переделывал в сценарии свои пьесы. Так появился фильм У них есть Родина (по пьесе Я хочу домой!) и Дикари (по одноименной пьесе).
С 1956 года — редактор журнала «Веселые картинки». В 1962 организовал сатирический киножурнал «Фитиль» и стал его главным редактором. В те годы в кинотеатрах перед художественным фильмом в обязательном порядке демонстрировался либо фильм документально-хроникальный, либо «Фитиль». Зрители явно предпочитали «Фитиль»: там зачастую снимались прекрасные актеры, а главное, Михалкову удавалось высмеивать отрицательные черты и явления тогдашней действительности – грубость, хамство, мздоимство.
Перу Михалкова принадлежат русские тексты к операм Б.Сметаны Проданная невеста (1949) и А.Дворжака Черт и Кача (1954).
С 1960-х годов Сергей Владимирович — общественный деятель в области литературы. Секретарь правления Союза писателей СССР, 1-й секретарь правления Московской организации СП РСФСР (1965—1970); председатель правления СП РСФСР (с 1970). Был депутатом Совета Национальностей ВС СССР 8—11-го созывов (1970—1989) от Чечено-Ингушской АССР (11-й созыв).
Член Комиссии по Сталинским премиям в области литературы и искусства при СМ СССР (Постановление Совмина СССР № 5513 от 4 декабря 1949 года). Постановлением СМ СССР № 605 от 2 августа 1976 года введён в состав Комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР.
После распада СССР Михалков остаётся у руля писательской организации. В 1992—1999 годах — сопредседатель исполкома Сообщества писательских союзов. В 2005 году писатель занимает пост председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов.
К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова составил, по разным оценкам, около 300 млн экземпляров.
13 марта 2008 года, в день 95-летия писателя, Владимир Путин подписал указ о награждении Михалкова орденом Святого апостола Андрея Первозванного — с формулировкой за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность.
Смерть и похороны
Скончался Сергей Михалков 27 августа 2009 года в НИИ им. Бурденко на 97-м году жизни от отёка лёгких. По словам его внука Егора Кончаловского, «он умер от старости, просто заснул». По словам жены Михалкова Юлии Субботиной, Михалков знал, что умирает. Он находился в полном сознании. Его последними словами были: «Ну хватит мне. До свидания». И закрыл глаза.
Прощание с умершим проходило 28 августа 2009 года в Храме Христа Спасителя. 29 августа после отпевания, которое провёл епископ Зарайский Меркурий, краткую литию совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Похороны состоялись в тот же день в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
Могила Сергея Михалкова на Новодевичьем кладбище
Семья
Мать Ольга Михайловна Михалкова (в девичестве Глебова; 1883—1943).
Отец Владимир Александрович Михалков (1886—1932) был потомком дворянского рода. Сергея Михалкова назвали в честь прадеда.
У Сергея Михалкова было два брата — Михаил (1922—2006) и Александр (1917—2001). Михаил Михалков работал в системе НКВД, впоследствии также стал писателем, печатался под псевдонимами Михаил Андронов и Михаил Луговых. Средний брат, Александр, был инженером и краеведом-любителем, издал книгу очерков о московском купечестве.
В 1936 году Сергей Михалков женился на Н. П. Кончаловской, дочери художника П. П. Кончаловского, внучке художника В. И. Сурикова. Они прожили в браке 53 года.
В 1997 году, через 9 лет после смерти первой жены, Михалков женился на Юлии Субботиной (род. 1961) — физике по профессии, дочери академика РАН В. И. Субботина.
От первого брака у С. В. Михалкова двое сыновей — Андрей и Никита (оба кинорежиссёры) — и приёмная дочь Екатерина (вдова писателя Юлиана Семёнова).
Вклад в литературу и искусство
Работа над гимнами СССР и России
В 1943 году правительство СССР принимает решение о смене старого гимна «Интернационал». Основой музыки послужил «Гимн партии большевиков» А. В. Александрова. К созданию текста нового гимна были привлечены многие известные поэты. По итогам конкурса лучшим был признан текст, созданный в соавторстве журналистом и поэтом Габриэлем Эль-Регистаном (Габриэль Аршалуйсович Уреклянц) и поэтом Сергеем Михалковым. Первое исполнение Государственного гимна СССР по Всесоюзному радио состоялось в новогоднюю ночь 1 января 1944 года. После смерти И. В. Сталина и в особенности после XX съезда КПСС в 1955—1977 годах гимн исполнялся без слов, так как содержал в тексте имя Сталина.
27 мая 1977 года, в преддверии принятия новой Конституции СССР, Президиум Верховного Совета СССР утвердил подготовленную Сергеем Михалковым вторую редакцию текста Государственного Гимна СССР, в которой отсутствует упоминание имени Сталина и сделан акцент на коммунистическом строительстве.
Президент России В. В. Путин вручает С. В. Михалкову орден Святого апостола Андрея Первозванного. Москва. Кремль, 29 апреля 2008 г.
В 2000 году началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. Проект закона «О государственном гимне РФ» был в целом принят Думой 8 декабря 2000 года. 20 декабря 2000 года новый гимн на старую мелодию Александрова стал государственным символом Российской Федерации, новые законы о госсимволике были приняты обеими палатами российского парламента и подписаны президентом. При их обсуждении в Госдуме предложение принять в качестве российского гимна музыку гимна СССР вызвало резкую неприязнь некоторых отдельных депутатов, но решение было принято большинством.
30 декабря 2000 года президент В. В. Путин утвердил текст Государственного гимна России на стихи Сергея Михалкова. Классик сообщил в интервью, что искренне хотел сочинить «гимн православной страны», он человек верующий и «всегда был верующим». «То, что я сейчас написал, — это близко моему сердцу», — заявлял Михалков.
Критика
Сергей Михалков успешно работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, сценарии фильмов и мультфильмов. Поэт стал признанным классиком детской поэзии. Такие его произведения, как «Дядя Стёпа», «Праздник непослушания», «А что у вас?», неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. Критики, положительно отзывавшиеся о его творчестве, отмечали самобытность таланта, влияние классической русской драматургии. Появилось даже такое понятие, как «Михалковский театр».
Та часть критиков, которые невысоко оценивали вклад Михалкова в мировую литературу, говорили о вторичности, стремлении угождать сиюминутным интересам властей. Так, например, эти критики считали, что многие из его произведений представляют собой в сущности адаптацию классики к требованиям социалистического реализма. Например, пьеса «Балалайкин и компания» (по мотивам произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина), пьеса «Том Кенти» (по мотивам «Принца и нищего» М. Твена). Не оспаривая общепринятое мнение, что Сергей Михалков признанный сатирик, они тем не менее пытались утверждать, что его произведениям в этом направлении не хватало настоящей остроты и обличения.
Гражданская позиция
Выходец из дворянской семьи, вступивший в партию в 1950 году, Михалков сделал карьеру на советском писательском поприще, стал, фактически, вне официальной критики, но постоянно навлекал на себя критику со стороны неофициальных лиц (направленную в большей степени против его гражданской позиции и в меньшей степени против его творческих неудач). Больше всего его неофициальным оппонентам не нравилась его лояльность любой власти, конъюнктурный подход и публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.
Чистый лист бумаги снова
На столе передо мной,
Я пишу на нём три слова:
Слава партии родной
Стихотворение-быль «День Родины»
«Коммунизм»! Нам это слово
Светит ярче маяка.
«Будь готов!» — «Всегда готовы!»
С нами ленинский ЦК!
Стихотворение-быль «Будь готов!» (1961)
В автобиографической книге «Я был советским писателем» (1995) Михалков писал о 1991 годе :
«…Рухнул „Союз нерушимый“, похоронив под своими обломками, казалось бы, незыблемые структуры партийно-государственного аппарата с его равнодушной к судьбе человека правоохранительной и карательной системой, прогнившей экономикой, „развитым социализмом“ и призрачными коммунистическими идеалами…».
Писатель В. Ф. Тендряков в 1974 году так рассказывал об одном из банкетов в Кремлевском дворце :
«Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы, разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость, оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе. […] То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный «дядя Стёпа», никогда не упускающий случая напомнить о себе».
В постсоветское время неоднократно высказывалось мнение, что Михалков приспособленец, который поставил свой талант на службу личному обогащению. Критик Станислав Рассадин писал о нём, что Михалков ещё с 1930-х годов «исхалтурился» и «использовал свою божественную искорку, чтобы разжечь огонь под своей государственной пайкой».
Владимир Радзишевский отзывался о Михалкове, как о «лукавом царедворце».
Деятельность Михалкова при сочинении текста гимна СССР и России также вызвала отрицательные отзывы. Ими подвергалась критике его готовность следования запросам власти при последовательно трёх разных редакциях гимна. Владимир Войнович писал, что «расторопный Сергей Михалков без творческих мук и нравственных усилий по заданию Политбюро ЦК КПСС легко приспособил старое сочинение к новым условиям».
Участвовал в травле А. А. Ахматовой, последовавшей вслед за публикацией её стихотворений в журнале «Знамя» в 1946 году (см. «Литературная газета», 7 сентября 1946 года).
Когда началась кампания против романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», Михалков откликнулся басней про «некий злак, который звался Пастернак».
В период, когда в СССР начались гонения литературных диссидентов (А. Д. Синявский, А. И. Солженицын, Б. Л. Пастернак), Михалков принял участие в этом процессе, осудив и заклеймив идеологических противников. В ответ на присуждение Солженицыну Нобелевской премии (1970) Михалков заявил, что считает эту инициативу не чем иным, как очередной политической провокацией, направленной против советской литературы и ничего общего не имеющей с подлинной заботой о развитии литературы.
Советский диссидент В. К. Буковский, сын писателя и журналиста К. И. Буковского, отзывался о Сергее Михалкове, как о ярком примере безграничного цинизма и лицемерия:
«К примеру, когда моего отца склоняли из-за меня на партсобраниях Союза писателей, больше всех витийствовал Михалков, типа «в рядах партии не место таким, как Константин Буковский, воспитавший врага народа!». После собрания он, однако, подбегал к отцу и спрашивал: «Ну что, как там твой?» Или потом, когда Союз развалился, он — член ЦК КПСС — одним из первых заговорил о своём «дворянстве». Впрочем, и личные претензии у меня к Михалкову имеются. В шесть лет мне была непонятна строчка гимна «И Ленин великий нам путь озарил», вернее, кто, собственно, великий — путь или Ленин? И каждый, к кому я обращался с таким вопросом, давал мне подзатыльник».
Михалков считал свою конформистскую позицию правильной и никогда не раскаивался в своих поступках. Так, например, он заявлял, что кампания осуждения диссидентов в 1960-х — 1970-х была оправдана тем, что они нарушали советские законы того времени, публикуя свои произведения на русском языке за границей СССР, то есть в неподконтрольной советским писательским и партийным организациям прессе. В 2000 году в интервью заявлял, что считает пьесу Солженицына «Пир победителей» клеветой на Советскую Армию, а за «Архипелаг ГУЛАГ» поставил вопрос о присуждении ему Государственной премии . В то же время Сталина назвал выдающейся личностью.
Коллеги по писательскому цеху за глаза прозвали Михалкова «Гимнюк» и «Дядя Стёпа». Михалков и его семья стали объектом ядовитых эпиграмм и анекдотов.
В 1973 году Михалков подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.
Злую роль сыграл Сергей Михалков и в судьбе петербургского детского писателя Олега Григорьева. В 1981 г. он подверг жесткой критике его сборник стихов «Витамин роста». Это воспрепятствовало Григорьеву вступить в Союз писателей и получить защиту от властей, преследовавших его, как и Бродского, за «тунеядство». «Вот потому он (Олег Григорьев) панически боялся и ненавидел Сергея Михалкова… Михалков для него символизировал сразу все власти, и партийную, и литературную, и (через „Дядю Стёпу“) милицейскую. Его одного он и винил, пожалуй, во всех своих бедах» (Литературная Россия. № 29. 22.07.2005).
Михалков одним из первых открыто поддержал ГКЧП и «августовский путч» 1991 года — попытку насильственного отстранения М. С. Горбачёва с поста Президента СССР.
Творчество
Дидактическое начало всегда было свойственно его творчеству. Заметив это, А.Толстой посоветовал ему писать басни. После некоторых сомнений Михалков последовал этому совету и написал около 200-х басен, очень разных как по тематике, так и по художественным достоинствам. Есть остроумные басни о человеческих пороках: (например, Заяц во хмелю, ставший почти классикой) и др.
Многие годы сочинял стихотворные подписи к политическим карикатурам Б.Ефимова (В газете «Известия») и М.Абрамова (в «Правде»). За три десятилетия было издано более двадцати альбомов и подборок карикатур со стихотворными подписями на международные и внутренние темы.
В конце 1944, состоялся знаменательный разговор Сергея Михалкова с Алексеем Николаевичем Толстым, непререкаемым авторитетом для всех литераторов того времени. Толстой предложил поэту испытать себя в сатире для взрослых. «Твои детские стихи, — сказал он, — как мне кажется, дают тебе возможность попробовать свои силы в жанре притчи, в жанре басни. Тебе лучше всего удаются стихи, в которых ты идешь от фольклора, от народного юмора». Позднее Михалков признался, что не сразу внял совету товарища по цеху: слишком уж архаичной казалась ему аллегорическая поэзия. Но, по счастливому стечению обстоятельств, именно в 1944 отмечалось 175-летие Ивана Андреевича Крылова, и по просьбе А.Н.Толстого поэт был включён в юбилейный Крыловский комитет. Слушая по радио басни Крылова, которые в те дни передавали постоянно, Михалков начал проникаться общественным звучанием этого эпического жанра и наброски первой своей басни сделал за столом президиума на торжественном заседании памяти великого предшественника.
Вскоре две первые басни, «Заяц во хмелю» и «Лиса и Бобер», одна за другой появились на страницах «Правды» с рисунками Кукрыниксов. Успех был оглушительный, и, образно говоря, он зажег зеленый свет сатирическим жанрам в советской печати. При этом нельзя сказать, что сатира как таковая была тогда невостребована или запрещена: напротив, именно в конце сороковых годов популяризация сатирического искусства достигла своего апогея. Только в школе изучались семь полномасштабных произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина (в отличие от шестидесятых, когда в общеобразовательной программе остались лишь три его сказки). Это и понятно, если учесть, что созданные великим сатириком образы сослужили надежную службу в идеологической борьбе с фашизмом. Однако ознакомление с сатирой происходило весьма своеобразно: негласным постановлением на радио, телевидении, эстраде и в школе было запрещено цитировать того же Щедрина вне контекста, чтобы не возникало нежелательных аллюзий, связанных с внутренней обстановкой в стране… Сергей Михалков, большой знаток и ценитель творчества «прокурора русской общественной жизни» (так современники называли Салтыкова), а в будущем — председатель юбилейного Щедринского комитета, не мог этого не знать. И тем не менее пошел на большой риск — стал сатириком-баснописцем, чьи аллегории расшифровывались с первого прочтения и понравиться могли далеко не всем.
Перу Сергея Михалкова принадлежит более 200 басен, последняя из которых, «Мудрый совет», написана в 2002 году. Лаконичность, простота, разговорный язык, юмор – основные отличительные черты басенного стиля поэта. Сюжет любой басни, пройдя в творческой лаборатории ее создателя этап обобщения, типизации, превращается в нечто большее — в социально и нравственно значимую тему для размышления, ибо основополагающая эстетическая цель сатирического произведения – возбуждение представлений об истине, о добре, о прекрасном и, в конечном счете, восстановление справедливости.
Самые известные басни, включая вышеупомянутые, – «Шутка», «Ромашка и Роза», «Собака и Осел», «Медвежий мед», «Клятва Гиппократа», «Ученый Кот», «Орлы и воробьи» и другие — прочно вошли в репертуар мастеров художественного слова нескольких поколений и с течением времени нисколько не постарели.
Начиная с 1960-х часто выступал как публицист, критик и мемуарист (статьи Сатира – орудие коммунистического воспитания, Высокие идеалы писателя-гражданина и т.д.). Статьи о писателях (Тютчеве, Блоке, Луговском, Фадееве, Чуковском и др.) написаны по большей части к юбилеям.
Идея создания кинопериодики воплотилась в жизнь в 1962 – сатирический киножурнал «Фитиль» стал популярным, получил всенародное признание. Мздоимство, очковтирательство, бесхозяйственность, местничество, подхалимаж — вот далеко не полный перечень тем, находящихся в поле зрения киножурнала. Общественное осуждение, которому, по итогам репортажей «Фитиля», подвергаются те или иные пороки нашей действительности и отдельных лиц, порой доходит и до судебных разбирательств, потому что главный принцип работы команды — следование только фактам, исключающее собственные домыслы и догадки.
Киножурнал «Фитиль» сродни газетному фельетону – с той только разницей, что на экране мы видим лица реальных виновников злоупотреблений или преступлений не в зале суда, а на рабочем месте, обычно в представительских кабинетах, откуда они до поры до времени (а точнее – до выхода очередного номера «Фитиля) «руководят» вверенным им делом. На фоне их зажигательных речей идут документальные кадры, иллюстрирующие полную противоположность слов делам. Комментарии, как правило, не требуются.
Сам Михалков вспоминает, что после ошеломительного успеха первых выпусков «Фитиля» его пригласили в ЦК КПСС и спросили, чем можно журналу помочь. «Главное – не мешать!» – ответил главный редактор.
В качестве драматурга Михалков «родился» в детском театре: первая пьеса «Том Кенти» (по мотивам повести Марка Твена «Принц и нищий») была написана в 1938 и тогда же поставлена на сцене московского ТЮЗа. А в 1980, спустя 42 года после премьеры, она в новой редакции вошла в репертуар МХАТа. Несколько изменив сюжетные акценты Марка Твена, драматург делает главным героем пьесы нищего мальчишку Тома Кенти, легко меняющего свои лохмотья на королевские одежды, а затем так же просто – наоборот, потому что при нем всегда остаются главные его достоинства, которые нельзя купить, – великодушие, благородство помыслов и человечность.
Наиболее значительными и актуальными до сих пор остаются пьесы Сергея Михалкова для детей «Я хочу домой» (1949, отмечена Сталинской премией за этот год), «Зайка-зазнайка» (1951), «Сомбреро» (1957), «Трусохвостик» (1966), «Товарищи дети» (1980), «Сон с продолжением» (1983). Обойдя сцены многих театров в стране и за рубежом, впервые они увидели свет рампы в Центральном детском театре. Там и поныне идет веселый спектакль «Сомбреро», выдержавший свое 1600-е представление.
Среди пьес, созданных драматургом для взрослых, сам он считает наиболее удачными «Раки» (1953), «Памятник себе…» (1959), «Балалайкин и К?» (1973), «Пощечина» (1974), «Пена» (1975), «Всё могут короли» (1982), «Что написано пером» (1984). Все они по жанру – сатирические комедии, в которых действуют начетчики, очковтиратели, мошенники, ротозеи, карьеристы и просто дураки. Последователь русской сатирической традиции, Михалков всегда ставит перед собой высокие Надо сказать, не всегда это находило понимание зрительской аудитории – нет, не рядовых зрителей, конечно, а людей, облечённых властью и боящихся ее потерять.
В этом смысле очень показательна история постановки пьесы «Балалайкин и К?», написанной по мотивам романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия» (1973). За этой блестящей работой стояли два Героя Социалистическог