Кульчицкий Михаил Валентинович – биография
Михаил Валентинович Кульчицкий (22 августа 1919, Харьков — 19 января 1943) — украинский советский поэт.
Биография
Миша, его мать, младшая сестра Ольга и отец в конце 1920-х годов
Родился в Харькове в 1919 году в семье адвоката, бывшего жандармского (по другим данным, кавалерийского) ротмистра Валентина Михайловича Кульчицкого. Первое стихотворение было опубликовано в 1935 году в журнале «Пионер». Учился в школе № 1 восемь классов.
Окончив десятилетнюю школу № 30, работал плотником, чертёжником на Харьковском тракторном заводе. Поступив в Харьковский университет, через год перевёлся на второй курс Литературного института им. Горького (семинар Ильи Сельвинского). Учась, давал уроки в одной из московских школ. В 1941 г. Кульчицкий уходит в истребительный батальон. В середине декабря 1942 года окончил пулемётно миномётное училище, получил звание младшего лейтенанта.
19 января 1943 года командир миномётного взвода младший лейтенант Михаил Кульчицкий погиб в бою под селом Трембачёво Луганской области при наступлении от Сталинграда в район Харькова (Юго-Западный фронт, 6 армия, 350 СД 1178 СП). Захоронен в братской могиле в селе Павленково Новопсковского района Луганской области Украины. Имя поэта выбито золотом на 10-м знамени в Пантеоне Славы Волгограда.
Казак В., Лексикон русской литературы XX века:
«В его ранних стихах отразился комсомольский восторг перед событиями ре¬волюции, которая воплотилась для него в об¬разе Щорса, поскольку тот погиб в день рож¬дения Кульчичкого. Поэт настаивал на продолжении революционных волнений. Фронтовые стихи Кульчицкого в основном не сохранились, но из некоторых — на тему о военной готовности — вырисовывается постепенное осознание предстоящего мрака и ужаса. Юношеская жертвенность сочетается у него с верой в собственное поэтическое слово.»
В стихотворении «На дружбу», впервые опубликованном 17 декабря 1960 года, Михаил Кульчицкий писал:
Это было — август. Я родился
В день, когда убили в поле Щорса.
Я узнаю в бытии: последний
Вздох его не был ли моим первым?
В действительности, Михаил Кульчицкий родился 22 августа 1919 года, а Николай Щорс погиб через восемь дней — 30 августа 1919 года.
Творчество
Писать и печататься Кульчицкий начал рано. В Литературном институте сразу обратил на себя внимание масштабностью таланта, поэтической зрелостью, самостоятельностью мышления. Преподаватели и товарищи видели в Кульчицком сложившегося поэта, связывали с ним большие надежды.
И. Сельвинский, Н. Асеев, С. Кирсанов, П. Антокольский пророчили ему будущее эпического поэта масштаба Маяковского, да и сам Кульчицкий верил в свою планиду: «Пахнeт тeм, что нам удастся пройти в печать и переделать в поэзии все по-своему. Сторонников у нас все больше, как и врагов. Может быть, я стану очень большим из поэтов, потому что поэзия теперь в болоте, а я стараюсь писать как могу лучше» (письмо родителям в Харьков 1 декабря 1940 года).
Одаренный от природы прекрасным языковым чутьем, Кульчицкий учился быть Поэтом. В дневниках его школьной поры – бездна интереснейших аналитических суждений по поводу прочитанного и о собственных творческих попытках. Запись 17 июня 1936 года: «Умер Горький. Про Горького писать не могу – не терплю общих слов, а своих пока нет». Яростная нетерпимость к общим (ничьим!) словам, стереотипам мышления и поведения – не из этого ли зерна вырастает поэтическая личность?
Уже в годы учебы в Москве Кульчицкий делает заметку для себя: «На границе часовой» – это все верно, но неинтересно». Он будет упрямо искать свои слова, свои образы, свои мысли. И, конечно, овладевать тайнами версификации: еще школьником Миша составил картотеку 85 основных стихотворных размеров, беря примеры из любимого Лермонтова или же их сочиняя; упражнения ради «переводил» Жуковского на язык Маяковского и наоборот.
С детства одним из любимейших поэтов Михаила был Велимир Хлебников (как волновало мальчишку, что Председатель Земного Шара бродил по нашим харьковским улицам!). Для него это был Поэт в чистом виде, полностью поглощенный творчеством и безразлично-спокойно относящийся к его плодам. В стихотворении о Хлебникове Кульчицкий воспроизводит известную легенду о том, как поэт сжег свои стихи, чтоб ребенок мог согреться этим – неметафорическим! – теплом.
Огромный гроссбух, в котором были десятки тысяч строк, написанных Кульчицким в 1940-1942 годах, погиб в огне войны. То, что осталось, – крохи. Мы не знаем, каких высот достиг бы Кульчицкий в поэзии. Но он был «творянином» (любимое хлебниковское словцо), успевшим сотворить самое главное – себя. Сотворить столь талантливо, что нельзя не ощутить реального тепла, прикасаясь к его поэзии, его судьбе.
Сборник Михаила «Вместо счастья. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания о поэте» (Харьков, Прапор, 1991) давно стал библиографической редкостью и должен быть переиздан с дополнением новых стихов, фрагментов из дневников и записных книжек, а также фотоматериалов.
Издания
Книги
• Кульчицкий Михаил. Молодість. — Харків: Видання ХДУ, 1939.
• Кульчицкий Михаил. Самое такое. — Харьков: Прапор, 1966.
• Кульчицкий Михаил. Рубеж. — М.: Молодая гвардия, 1974.
• Кульчицкий Михаил. Вместо счастья: Стихотворения. Поэмы. Воспоминания о поэте. / Сост., подгот. текста и прим. О. В. Кульчицкой и М. М. Красикова. — Харьков: Прапор, 1991.
В коллективных сборниках
- День поэзии 1956. Альманах. — Москва : Московский рабочий, 1956
- Стихи остаются в строю. — Москва : Советский писатель, 1958
- День поэзии 1963. Альманах. — Москва : Советский писатель, 1963
- Сквозь время. — Москва: Советский писатель, 1964• Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне. (Библиотека поэта. Большая серия) — М. — Л.: Советский писатель, 1965
- La Poesie Russe. Anthologie reunie et publie la direction de ELSA TRIOLET. — Paris: Editions Seghers 1965
- Имена на поверке. — Мурманское книжное издательство, 1966
- День поэзии 1966. Альманах. — Москва : Советский писатель, 1966
- Строки, добытые в боях. — Москва : Детская литература, 1969
- Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне. (Новая библиотека поэта. Большая серия) — СПб.: Академический проект, 2005
Цитаты
Самыми известным стихотворением Михаила Кульчицкого являются строки, написанные им незадолго до гибели. Финал стихотворения, несомненно, стал одним из символов Великой Отечественной войны:
Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней ка́пель?
И всадники проносятся со свистом
вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: «лейтенант»
звучит вот так: «Налейте нам!»
И, зная топографию,
он топает по гравию.
Война — совсем не фейерверк,
а просто — трудная работа,
когда, черна от пота, вверх
скользит по пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
до мозга костей промерзших ног
наворачивается на чёботы
весом хлеба в месячный паёк.
На бойцах и пуговицы вроде
чешуи тяжёлых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.
26 декабря 1942, Хлебниково-Москва
Это стихотворение Владимир Высоцкий включил в знаменитый поэтический цикл «Мой Гамлет», (1966). Оно звучит также в исполнении Бориса Слуцкого в сцене вечера в Политехническом музее в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича» (последняя строчка передана так: «…пусть хоть после ста Бородино»; а в третьей строфе: «ползет по пахоте пехота…». Кроме того, это стихотворение, положенное на музыку Владимиром Мулявиным, исполнялось ВИА “Песняры” (“Война совсем не фейерверк”).
• “Вообще Кульчицкий сделал бы, наверное, всё то, чем впоследствии прославились и Вознесенский, и его антиподы из лагеря деревенских «формотворцев», у него всё можно найти: и фантастическую ассоциативность, и глубокую звукопись, строчка «скользит по пахоте пехота» до сих пор вызывает зависть нынешних музыкантов языка… Уважаемые «музыканты языка»! Я предвижу, что ваша зависть возрастет ещё больше, потому что звукопись у Кульчицкого гораздо лучше, чем у его непрошеных редакторов: «спешит по пахоте пехота» ” — Лев Аннинский.
Память
• В 1989 году на доме, где родился и вырос поэт (ул. Грековская 9 / пер. Ващенковский, 2), была установлена мемориальная доска. Барельеф и отлитые в металле знаменитые строки «Самое страшное в мире — это быть успокоенным» провисели ровно 10 лет. В 1999 году мемориальная доска была уничтожена неизвестными вандалами. Открытие восстановленной доски совершал поэт Евгений Евтушенко.