Герасимов Михаил Прокофьевич – биография
Михаил Прокофьевич Герасимов (1889—1937[1]) — русский пролетарский поэт.
Биография
Родился в семье железнодорожного рабочего, выходца из крестьян.
С 9 лет работал на железной дороге. Учился в двухклассной школе г.Кинеля, затем в Самарском железнодорожном техническом училище (сведений об окончании нет).
С 16 лет стал членом большевистской боевой дружины, вступил в партию.
В дек. 1905 был арестован на станции Кратовка, около 6 месяцев просидел в Самарской тюрьме. После освобождения снова вел партийную большевистскую работу; после провала конспиративной квартиры осенью 1907 бежал за границу через Финляндию, где в Гельсингфорсе 3 дня провел на одной квартире с В.И.Лениным.
За границей жил почти 10 лет. Был рабочим на шахтах в Бельгии, затем на металлургическом заводе во Франции, в Нанси; работал слесарем на автомобильном заводе «Рено» (Париж), был электромонтером. В качестве кочегара и масленщика плавал на различных морских судах по Средиземному морю, Атлантическому океану и в Северном море.
В эти годы он «всю Европу исходил пешком. Жил в Бельгии, во Франции, в Италии. Из Лиона пошел в Марсель, в Ниццу, был в Венеции, в Риме, в Неаполе. Прошел пешком Сен-Готардский перевал в Альпах. Пришлось узнать тюрьмы и во Франции и в Италии. Бунтарем был, бродягой, по Горькому. Но больше всего я полюбил Париж. Здесь на улице Белой Королевы был рабочий клуб, где собирался кружок рабочих писателей. Приходили туда А.Луначарский, П.Бессалько, Ф.Калинин…» (из автобиографии). Там в Лиге пролетарской культуры в 1911 Герасимов выступил с первыми стихами. Печатался в большевистских изданиях («Правда», «Пролетарий», «Просвещение»). Его сочинения вошли в Первый и Второй сборник пролетарских писателей под редакцией М.Горького.
«Так я прожил,— вспоминал Герасимов,— семь лет. А с начала войны против немцев пошел добровольцем во французскую армию. Участвовал в боях на Марне, в Шампани, Аргонне. Был контужен под Реймсом».
Герасимов был выслан из Франции за антивоенную агитацию среди солдат. Вернулся в Россию, в родное Поволжье. Весной 1917 снова был арестован в Самаре, просидел 3 месяца на военной гауптвахте. Вскоре стал активным участником революционных событий и Гражданской войны в Поволжье. После Февральской революции 1917 возглавил Самарский Совет солдатских депутатов, был заместителем председателя губисполкома, участвовал в работе ревкома, командовал отрядами Красной гвардии в боях против казачьего атамана Дутова на Оренбургском фронте. Был делегатом I и II съездов Советов. Был также председателем самарского Пролеткульта, редактором журнала «Зарево заводов».
В 1919 Герасимов переезжает в Москву, работает в Пролеткульте, но в дек. этого же года вместе с группой слушателей литературной студии Московского Пролеткульта порывает с организацией и создает в начале 1920 группу пролетарских писателей «Кузница», куда входят такие писатели, как В.Кириллов, В.Александровский, В.Козин, Н.Полетаев, Г.Санников и др.
Годы «военного коммунизма» были временем наибольшей творческой активности Герасимова, искренне воспевавшего романтические «пролетарские» утопии, которые тогда увлекали не его одного. Совместно с С.Есениным, С.Клычковым, Н.Павлович он пишет сценарий «Зовущие зори» (1918), тогда же вместе с С. Есениным и С. Клычковым знаменитое стих. «Кантата». Один за другим выходят сборники стихов: «Железные цветы», «Зовущие зори» (оба — 1919) и многие другие.
На Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей. 21 октября 1920
После перехода от «военного коммунизма» к нэпу Герасимов переживает глубокий идейный и творческий кризис, воспринимая ход событий как измену пролетарским идеалам и поражение коммунистической идеи. В 1921 выходит из рядов РКП(б).
Этот кризис отразился в книгах стихотворении «Черная пена», «Чучело» (обе — 1921), «Покос» (1924). После нескольких лет творческого молчания Герасимов попытался найти себя в новой идеологической системе.
Супругой Михаила Герасимова была Нина Павловна, о которой известно не много. Как и супруг, Нина Павловна занималась писательской деятельностью.
Конец 1920-х и начало 1930-х у Герасимова — время бодрых пропагандистских стихов, стандартно воспевающих события и настроения «великого перелома» и последующие события («Земное сияние», 1927; «Бодрое утро», 1928; «Полет», 1930; «Заряд», 1933). Однако занять свое заметное место в литературе 1930-х Герасимов не смог. Последнее издание его стих.— «Стихи» — выходит в 1936.
В мае 1937 арестован по сталинским спискам и вскоре расстрелян; однако в справке о реабилитации утверждалось, что Герасимов умер в заключении в 1939, и эта фиктивная дата смерти по-прежнему фигурирует в большинстве энциклопедий.
Творчество
Герасимов печатался с 1913 г. в большевистских периодических изданиях «Пролетарий», «Правда». Совместно с А. Луначарским, А. Гастевым, Ф. Калининым, П. Бессалько принимал участие в кружке рабочих писателей при клубе на Рю Рейн де Бланш. Впервые стихи и рассказ Михаила Герасимова публикуются на страницах большевистского журнала «Просвещение»; произведения Герасимова вошли в первый сборник пролетарских писателей в 1914 году.
Михаил Герасимов является одним из основателей литературной группы «Кузница». Основные сборники романтической поэзии: «Вешние зовы», 1917; «Завод весенний», 1919; «Железные цветы», 1919; «Электрификация», 1922; а также поэма «Монна Лиза», 1918. Для Герасимова важна и близка тема борьбы рабочего класса за свои права и свободы. Строки его поэзии воспевают труд и образ трудящегося человека, образно описывают индустриальный пейзаж.
С 1917 года занимает ответственные партийные должности (предгубисполком, губвоенком и т.д.). С 1919 работает в пролеткульте г. Самары, с 1920 является членом группы «Кузница» и вскоре избирается в ряды правления «Всероссийской ассоциации пролетарских писателей». Характерные особенности ранней поэзии Герасимова – это преобладание деревенских мотивов и описание сюжетов из жизни деревенских жителей. Одно из первых напечатанных стихотворений «Весеннее» является своеобразным гимном крестьянскому труду на лоне природы. Изначально в творчестве Герасимова чувствуется негативное отношение к заводу; завод видится поэтом как стальная темница, в которой рабочие скованы несвободой, и противопоставляется тематике деревни и крестьянской свободе. Со временем ненависть к заводу сочетается с осознанием социального неравенства и противоречий, и перерастает в ненависть к угнетателям и эксплуататорам трудящегося человека. Вся внутренняя сущность Герасимова требует борьбы за освобождение. Постепенно завод становится центральной темой творчества Герасимова. Именно сквозь призму темы завода и рабочего человека рассматриваются другие темы в его творчестве: города, техника, деревня и природа. Герасимов воспевает мощь и силу завода, которые закаляют волю и характер трудящегося человека, классически раскрывают эту тему стихотворения «В сады железа и гранита», а также «В купели чугуна»:
Завод — как водопад жестокий,
Струятся медь, чугун, руда,
Электропламенные токи
В стальные мускулы труда.
Стал каждый пламенным баяном
Кующих звонов, красных струн,
Грозово-вскрыленным титаном,
Зари Грядущего — трибун.
Уже в стихотворении «Осень» мощь и сила завода сравнивается с тихой печалью полей, со слабостью природы. «Песня о железе» – это восхваление нового, могучего и непоколебимого мира, стойкость которого сравнивается с качеством железа. Новый перерожденный поэт – Герасимов – уверен в том, что завод и сталелитейная мощь изменят мир к лучшему, подарят рабочему человеку свободу и вознесут «красный флаг коммуны над миром». Война, 1914-1918, находит отражение в творческой грусти поэта, он озабочен трагедией пролетариев, которые вынуждены ковать снаряды для убийства своих братьев (поэма «Монна Лиза», «Алюминий»).
Октябрьские победы выдвинули Михаила Герасимова в первые ряды советских поэтов, которые воспевали успехи пролетариата в своих произведениях. «Мы» – пролетариат является единственным наследником и преемником культурного наследия человечества. «Летим», «Мы победим» – власти и могуществу рабочего-победителя подвластны не только планета Земля, но и вся вселенная. Герасимов чаще использует приемы, характерные «революционному романтизму», выражая могущество пролетариата, славя победу и вознося на пьедестал трeдящегося человека. Некоторым исключением является поэма «Простые строки», написанная в 1920 году, в которой доминируют реалистические направления: описывается субботник, дом отдыха рабочего, речь Ленина. Поэтические произведения Герасимова насыщены метафорами, гиперболами, эпитетами, в них присутствуют сложные словообразования, характерные для советского времени. Порою, поэт обращался и к мистическим образам. Герасимов был первый, кто ввел в советскую поэзию индустриальные и заводские образы природы. Михаил Герасимов – едва ли не крупнейший советский поэт времен Пролеткульта и знаменитой «Кузницы». В.Я. Брюсов назвал Михаила Прокофьевича Герасимова «большим писателем в общем смысле слова», «мастером свободного стиха».
В творчестве Герасимова во времена НЭПа начался глубокий идеологический и писательский кризис: начало новой экономической политики поэт посчитал за конец революции. Не приняв нового политического курса, Михаил Герасимов уходит из партии в 1921 году. Выразил свои чувства и свое видение происходящего в поэме «Черная пена», где провозгласил, что «флаги облезли, опять проросло пошлое клеймо, выжженное прошлым на лбах, а рабочих-поэтов распяли на фонарных столбах». С изменением политического и экономического курса пролетарская поэзия столкнулась с новыми целями и задачами, которые не принял и не понял Герасимов. Отдаление от классовой борьбы определило дальнейшее направление творческого развития. Революционный романтизм поэта переродился в новую пантеистическую философию («Посев»).
Дальнейшее творчество Михаила Герасимова рассматривается в стороне от передовой пролетарской поэзии. Поэт в 1923 году оставляет «Кузницу» и отходит от активного пролетарского движения литераторов. Поздние сборники поэзии «Земное сияние» (1927), «Бодрое утро» (1928), «К соревнованию!» (1930) являются перевоплощением нового Герасимова, и в них снова проявляются жизнеутверждающие мотивы и оптимистические стремления.
«Обращает на себя внимание частое употребление поэтом библейской лексики и обращение к образам природы… В своем творчестве Герасимов отражает революцию не как конкретное событие, а как нечто абстрактно-эмоциональное» (Вольфганг Казак).
«Брюсову Герасимов часто обязан построением строфы (имею в виду её внутреннюю структуру), Бальмонту — инструментовкой стиха, Белому — ритмом своего четырёхстопного ямба» (Владислав Ходасевич).
Книги
- Вешние зовы, П., «Парус», 1917
- Монна Лиза, М. изд. Пролеткульта,1918
- Завод весенний, М., изд. Пролеткульта, 1919; 2-е изд. М., «Кузница», 1923
- Железные цветы, Самара, Центропечать, 1919
- Цветы под огнем, рассказы, М., изд. Пролеткульта, 1919, 1923
- Чучело, изд.”Кузница”, 1921
- Чёрная пена, «Кузница», 1921
- Четыре поэмы, М. 1921
- Негасимая сила, М., 1922
- Электрификация, П., ГИЗ, 1922
- Стихотворения, КН, 1923
- Электропоэма, М., «Кузница», 1923
- Железное цветение, М., ГИЗ, 1923
- Северная весна ГИЗ, 1924
- Покос, М., Мосполиграф, 1924
- Дорога, КН, 1924
- Стихи о заводе и революции, 1925
- Поэма о 1905 годе., 1925
- На Волге, 1925
- Земное сияние, Л. ГИЗ, 1927
- Бодрое утро, 1928
- К соревнованию!, 1930
- Заряд. Стихи, 1910—1930, 1933
- Стихи, 1936
- Стихотворения, 1958
- Стихотворения, 1959