Долматовский Евгений Аронович – биография
Евге́ний Аро́нович Долмато́вский (1915—1994) — советский поэт. Автор слов многих известных советских песен.
Биография
Евгений Аронович Долматовский родился 22 апреля (5 мая) 1915 года в Москве в семье адвоката, члена коллегии защитников, доцента Московского юридического института Арона Моисеевича Долматовского (1880, Ростов — 1939, Москва).
В годы учёбы в педагогическом техникуме начал публиковаться в пионерской прессе. В 1932—1934 годах работал на строительстве московского метро. В 1937 году окончил Литературный институт. Первая книга лирических стихов Долматовского была опубликована в 1934 году.
Отец Евгения арестован 28 марта 1938, приговорён и расстрелян ВКВС 20 февраля 1939 (обвинение — участие в контрреволюционной организации). Прах захоронен на территории Донского монастыря в Москве. Реабилитирован 18 декабря 1954. Брат Евгения — Юрий Долматовский — известный советский конструктор автомобилей.
С 1939 по 1945 год Е. А. Долматовский в качестве военного корреспондента находился в действующих частях РККА. В августе 1941-го попал в Уманское окружение и был взят в плен, из которого бежал снова на фронт (эти события отражены в поэме «Пропал без вести» и в воспоминаниях «Было. Записки поэта». Боям под Уманью посвящена военно-историческая документальная повесть «Зелёная брама»). Член ВКП(б) с 1941 года.
Работал в Сталинграде, он — автор сценария фильма «Поэма о сталинградцах», который снял режиссёр Виктор Кадиевич Магатаев на Волгоградской телестудии в 1987 году. Фильм был посвящён 45-летию начала Сталинградской битвы.
Настоящую известность Евгению Долматовскому принесли песни на его стихи, задушевные и лиричные, отмеченные близостью к традиционному русскому городскому романсу и в то же время оживленные свежей образностью, всегда чутко улавливающие боли и радости, ход мыслей и чувств современника — будь то старик-патриот, вступающий в неравную схватку с диверсантами (“Дальняя сторожка”, 1939), влюбленный, переполненный весенней радостью бытия (“Все стало вокруг голубым и зеленым…”, 1941), солдат, уходящий на фронт (“Моя любимая” — “Я уходил тогда в поход…”, 1941), офицер, очарованный кусочком мирной жизни в горниле войны (“Офицерский вальс”, другое название — “Случайный вальс”, 1943), первый парень на деревне, едущий в город на учебу (“Провожают гармониста в институт…”, 1948), или рабочий паренек, ждущий любимую на свидание (“Сормовская лирическая”, 1949). Многие песни на стихи Долматовского вошли в популярные кинофильмы (“Любимый город” — фильм “Истребители”; “Эх, как бы дожить бы до свадьбы-женитьбы” — фильм “Пархоменко”; “Тоска по родине” и “Песня мира” — фильм “Встреча на Эльбе”; “Я Земля! Я своих провожаю питомцев…” и “И на Марсе будут яблони цвести” — фильм “Мечте навстречу”, и др.); многие воспринимаются как неотторжимый знак времени и даже как народные (“Песня о Днепре” — “У прибрежных лоз, у высоких круч…”), “Ленинские горы”, “За фабричной заставой…”, “Мы жили по соседству”, “Школьные годы”). Даже там, где импульсом для создания текста служила явная или неявная идеологическая установка, сила и искренность поэтического языка, сюжетная изобретательность, версификационная гибкость сообщают текстам поэта художественную выразительность, подкрепляемую нежной или мощной красотой мелодии многих видных отечественных композиторов (в т.ч. Н.В. Богословского, В.П. Соловьева-Седого), работавших с Долматовским (“Родина слышит, родина знает…”, Воспоминание об эскадрилье “Нормандия-Неман” — “Я волнуюсь, заслышав французскую речь…”, “Если бы парни всей Земли…”, “Венок Дуная”.
Неподдельным пафосом проникнуты и публицистические, и лирические, и “жизнеописательные” поэмы Долматовского (“Феликс Дзержинский”, 1938; “Последний поцелуй”, 1967; “Руки Гевары”, 1972, о латино-американском революционере Э. Че Геваре; “Чили в сердце”, 1973, о свергнутом военным переворотом демократическом президенте Чили С. Альенде; “Побег”, 1974; “Хождение в Рязань”, связанная с есенинскими реминисценциями, 1975; “Письма сына”, 1977; “У деревни “Богатырь”, 1981) — как и во многом автобиографический стихотворный роман “Добровольцы” (1956, о первых строителях метро), и поэтическая трилогия “Одна судьба” (1947).
Долматовский занимался также литературной критикой (“книги Из жизни поэзии”, 1965; “Молодым поэтам”, 1981), переводами, редакторской и составительской работой.
Переписывался со многими писателями. По сведениям юриста, члена Союза журналистов РФ Андрея Былкова, Долматовский в своей книге «Было» опубликовал свою переписку с его дедом — писателем Алексеем Алексеевым.
Е. А. Долматовский умер 10 сентября 1994 года.
Похоронен в Москве на Донском кладбище.
Творчество
Первая книжка стихов «Лирика» (1934), включавшая всего 12 стих., привлекла внимание читателей непосредственностью и живостью интонаций, узнаваемостью реалий: «Мы живем в огромном мире, /Мы живем в одной квартире: / Справа койка, слева койка, / Справа я, а слева Колька» («Трое»). В следующем году появилась вторая книга «День», в 1937 — поэма «Феликс Дзержинский», в 1938 — «Стихи и поэмы», в 1939 — «Дальневосточные стихи», в 1940 — «Три времени года».
«Литературное поколение, к которому принадлежит Долматовский …явилось как поколение задорных комсомольских поэтов. И ранние стихи Долматовского, можно сказать,— документ эпохи не только в том смысле, что в них говорится об Испании, о строительстве метро и Магнитки, то есть о том, чем жили тогда люди, но и в самом внутреннем ощущении героики, неподдельного энтузиазма, радостного внутреннего гудения, подъема, восторга» (Ваншенкин К. О поэте // Долматовский Е. Избранные произведения: в 2 т. М., 1971).
Лишь на склоне лет в прозаических мемуарных заметках «Товарищи писатели» Долматовский написал о том, на каком фоне (и вопреки чему) расцветал подчас этот неподдельный энтузиазм и восторг: «Какие бури бушевали, какие обвинения сотрясали нашу писательскую корпорацию, как рвались нити, связывающие нас, как пугливо отворачивались при встрече вчерашние знакомые, какие бессовестные слова срывались подчас с трибуны Дома литераторов». «Клевета ударила» и по семье поэта, над ним самим начинали «сгущаться тучи». Однако и эти драматические обстоятельства не заставили Долматовского изменить убеждениям юности: он продолжал писать «о том, как его сверстники шли на ударные стройки, работали на колхозных полях, как их посылали в дальние кулацкие села вывозить хлебные излишки», а позднее — «о строительстве Волго-Дона, о фестивале молодежи, об ашхабадском землетрясении, о целине» (К.Ваншенкин).
Долматовский один из наиболее широко печатавшихся советских поэтов. Дважды (в 1978 и 1989) выходили его трехтомники, в 1971 двухтомник, многократно (1948, 1955, 1959, 1965) — объемистые однотомники, не считая многочисленных сборник новых стихов, а позднее и прозы. Следует, однако, отметить, что эти издания достаточно успешно расходились и на полках магазинов не залеживались.
Популярность имени Долматовского в значительной мере составили его песни: «Любимый город» (1939), «Моя любимая» (1941), «Эх, как бы дожить бы…», «Попутная песня» («С боем взяли мы Орел…»), «Случайный вальс» (обе — 1943), «Ленинские горы» (1948), «Уходил на войну сибиряк» (1948), «Сормовская лирическая» (1949), «Если бы парни всей земли» (1958), «И на Марсе будут яблони цвести» (1962) и др. Песенные тексты Долматовского отличались несомненной музыкальностью, сюжетной и ритмической изобретательностью, афористичной запоминаемостью строк — недаром многие из них вошли в поговорки, повторялись в качестве лозунгов, газетных заголовков и т.д.
Те же качества — музыкальность, сюжетность, афористичность — привлекательны в лучших стихах Долматовского, не предназначенных для песенного исполнения. Темы, которые у других авторов могли бы прозвучать риторично и официозно, он умеет «подать» живо и человечно. Наряду с поэмой (наиболее значительная из поэм Долматовского — трилогия «Одна судьба», основанная на личном опыте времен Великой Отечественной войны, первая часть — «Пропал без вести» — создана в 1942-43) и балладой, он культивирует жанр «рассказов в стихах» («Рассказ одинокой женщины», «Рассказ музыканта», «Рассказ генерала», «Рассказ бабушки» и т.д.), создает, воскрешая страницы своей метростроевской юности, роман в стихах «Добровольцы» (1952-55), по которому был поставлен известный кинофильм. В то же время перу Долматовского доступна и тонкая, лаконичная лирика: «Наверно, это очень странно, / Таинственно на самом деле: / Поэты, умершие рано, / Про смерть свою сказать успели. / Но у живых поэтов тоже, / И чаще в ранней, первой книге, / Такие, что мороз по коже, / Есть строки о последнем миге».
Наряду с одобрительными оценками поэзия Долматовского вызывала в разные годы и нарекания, упреки в конъюнктурности, газетности, ремесленничестве. Показательна статья А.Синявского в «Новом мире» (№3. 1965) под названием «Есть такие стихи…» (о книге Долматовского «Стихи о нас». М., 1964): «Пора предъявить счет к стихам среднего уровня. Есть такие стихи — “средние”, которым не откажешь в наличии мысли и чувства, их автору — в опытности и находчивости в средствах изображения, композиции, броских афоризмах и т.п. Чего не достает им — так это поэзии в большом и высоком значении слова… Горечи, кислоты и соли не хватает нам в стихах Долматовского…» При всей возможной субъективности и пристрастности здесь уловлено нечто и впрямь существенное: в своем творчестве Долматовский действительно более мастер, знающий свое ремесло, нежели спонтанный певец-импровизатор, у которого «стихи не пишутся — случаются» (А.Вознесенский). Недаром у Долматовского больше, чем у кого-либо из советских поэтов, книг тематических, подчиненных единому замыслу: «Книга ровесников» (1947, с разделами «Встречи ровесников», «Испытания ровесников», «Любовь ровесников», «Путешествия ровесников»), вышедшая в том же году (год 30-летия Октябрьской революции и 25-летия СССР) книга «Созвездие», где каждой из советских республик (на тот момент шестнадцати) посвящено по стихотворению. Отчетом о поездках в Африку стала книга «Африка имеет форму сердца» (1961), командировка во Вьетнам породила книгу «Девушка в белом» (1968), в книгу «Интерстих» (М., 1982) вошли циклы «Мифы современной Греции», «Стихи о Португалии», поэмы «Руки Гевары», «Чили в сердце» и др.
Однако было бы неверно считать Долматовского ремесленником, готовым писать о чем угодно. Он — поэт определенных позиций, стойких убеждений. В драматической обстановке пришедших в страну перемен Долматовский стремился отстаивать идеалы своей комсомольской юности, причем боевой наступательный пафос порой уступал место оборонительному: «Не трогайте наших легенд, / Замешанных на крови, / Не мы создавали их — / Они создавали нас. / “Аврора” вошла в Неву / И выстрел дала один, / Но он превратился в залп / И залпом звучит в веках» (крайне редкий у Долматовского пример белого стиха).
С начала 1970-х Долматовский публикует прозу. Серия книг под общим названием «Было (Записки поэта)» (М., 1972, 1973, 1975, 1979, 1988) содержит ценный мемуарный материал и размышления о поэзии. «Зеленая брама» (Отдельным изданием М., 1983, 1985, 1989) определяется автором как «документальная легенда об одном из первых сражений Великой Отечественной войны».
В разные годы Долматовский выступал как переводчик и составитель книг зарубежной поэзии (Поднимаясь к новой жизни: Современная немецкая поэзия (1945-53). М., 1954; Немецкая поэзия 1954-59. М., 1959; Монгольская поэзия М., 1957; Современная скандинавская поэзия. М., 1959; Поэзия ведет огонь: Стихи поэтов Вьетнама. М., 1968).
Известные песни на стихи Е. А. Долматовского
- «А годы летят» (М. Фрадкин) — исп. Петр Щербаков, Валентина Левко, Людмила Зыкина
- «А любовь всегда бывает первою» (М. Фрадкин) — исп. Алла Иошпе
- «А может быть» (Я. Френкель) — исп. Андрей Миронов
- «В добрый час» (М. Фрадкин) — исп. Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев
- «В земле наши корни» (А. Пахмутова) — исп. «Песняры»
- «Венок Дуная» (О. Фельцман) — исп. Эдита Пьеха
- «Весна 45-го года» (А. Пахмутова) — исп. Юрий Богатиков
- «Взрослая пора» (Я. Френкель) — исп. Иосиф Кобзон
- «Возвращение» (О. Б. Фельцман) — исп. Вадим Мулерман
- «Воспоминание об эскадрилье „Нормандия-Неман“» (М. Фрадкин) — исп. Марк Бернес, Владимир Трошин
- «Всегда и снова» (М. Фрадкин) — исп. Людмила Сенчина и Иосиф Кобзон
- «Всё стало вокруг голубым и зелёным» (Ю. С. Милютин) — исп. Вера Красовицкая
- «Где ты раньше был?» (Э. С. Колмановский) — исп. Валентина Толкунова, Майя Кристалинская
- «Добрые приметы» (М. Г. Фрадкин) — исп. Лев Лещенко и Валентина Толкунова
- «Дорога на Берлин» (М.Фрадкин) — исп. Леонид Утесов
- «Если бы парни всей земли» (В. П. Соловьёв-Седой) — исп. Марк Бернес, Эдуард Хиль, Ринат Ибрагимов
- «За фабричной заставой» (М. Г. Фрадкин) — исп. Эдуард Хиль, Валентин Дьяконов
- «И на Марсе будут яблони цвести» (В. И. Мурадели) — исп. Владимир Трошин, Виталий Марков
- «Комсомольская площадь» (Э. С. Ханок) — исп. Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев
- «Комсомольцы-добровольцы» (М. Г. Фрадкин) — исп. Александр Ворошило
- «Ласковая песня» (М. Г. Фрадкин) — исп. Людмила Сенчина, Людмила Гурченко
- «Ленинские горы» (Ю. С. Милютин) — исп. Иван Шмелёв, Владимир Нечаев
- «Лизавета» (Н. В. Богословский) — исп. Борис Кузнецов и Лев Полосин
- «Любимый город» (Н. В. Богословский) — исп. Марк Бернес
- «Марш выпускников» (Н. В. Богословский)
- «Марш советской молодёжи» (С. С. Туликов) — исп. Владимир Бунчиков
- «Моя любимая» (М. И. Блантер) — исп. Юрий Гуляев, Виктор Вуячич
- «Мы жили по соседству» (М. Г. Фрадкин) — исп. Владимир Трошин и Олег Анофриев
- «Нет, мой милый» (М. Г. Фрадкин) — исп. Галина Ненашева, Людмила Гурченко
- «Огонёк в твоём окне» (Н. В. Богословский) — исп. Владимир Макаров, Марк Бернес
- «Он и она» (В. И. Мурадели) — исп. Нина Пантелеева, Эмиль Горовец
- «Офицерские жёны» (А. П. Долуханян) — исп. Майя Кристалинская
- «Песня единства» (М. И. Блантер) — исп. Владимир Бунчиков, Георгий Абрамов
- «Случайность» (А. Экимян) — исп. Арташес Аветян, Вадим Мулерман, Анна Герман
- «Случайный вальс» ( М. Г. Фрадкин) — исп. Леонид Утесов, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон
- «Столица областная» ( М. Г. Фрадкин) — исп. ВИА «Пламя»
Фильмография
Автор песен
- 1939 — Истребители — «Любимый город»
- 1941 — Морской ястреб — «Уходит от берега «Ястреб морской»»
- 1942 — Александр Пархоменко — «Лизавета»
- 1949 — Встреча на Эльбе
- 1954 — Мы с вами где-то встречались — «Песня Ларисы»
- 1957 — Екатерина Воронина — «Здесь у нас на Волге»
- 1958 — На дорогах войны — «Песня о Севастополе»[4]
- 1958 — Добровольцы — «Комсомольцы-добровольцы» «А годы летят…»
- 1963 — Мечте навстречу
- 1964 — Армия трясогузки
- 1971 — Молодые
Автор фильмов
- 1987 — Поэма о сталинградцах. Волгоградтелефильм.
Литературная основа сценария (часть текста фильма).
• 1958 — Добровольцы — «Добровольцы», роман в стихах.
Персонаж (прототип)
- Звезда эпохи — Долматовский.
Награды и премии
- орден Октябрьской революции (1975)
- два ордена Отечественной войны I степени (12.9.1944; 11.3.1985)
- два ордена Трудового Красного Знамени
- орден Красной Звезды (29.1.1943)
- орден «Знак Почёта» (1939)
- медали
- Сталинская премия третьей степени (1950) — за стихотворный сборник «Слово о завтрашнем дне» (1949)
- Международные премии (1950, 1969)
- медаль имени Александра Фадеева (1983)
- премия Госкомиздата СССР и Союза писателей СССР имени П. Тычины (1985).
Основные произведения
- Собрание сочинений в 3-х томах. М., Художественная литература, 1989-1990
- Собрание сочинений в 3-х томах. М., Художественная литература, 1978-1979
- Избранные произведения в 2-х томах. М., Художественная литература, 1971
Поэзия
- Лирика. М., Жургаз, 1934,
- День. М., Советский писатель,1935,
- Феликс Дзержинский (1938, поэма);
- Дальневосточные стихи (1939, цикл стихотворений);
- Московские рассветы. М., Гослитиздат, 1941;
- Степная тетрадь. М., Молодая гвардия, 1943;
- Вера в победу. М., Советский писатель,1944,
- Стихи издалека М., Советский писатель, 1945;
- Одна судьба. М., Советский писатель,1947 (поэтическая трилогия);
- Слово о завтрашнем дне М., Советский писатель, 1949;
- Песнь о лесах (1949, текст оратории); Сталинградские стихи М., Советский писатель,1952;
- Добровольцы. М., Советский писатель,1956;
- Кукуруза (19??, поэма);
- Последний поцелуй М., Советская Россия,1967;
- Верность (1970, цикл баллад);
- Руки Гевары М., Планета, 1974;
- Чили в сердце (1973, поэма);
- Побег (1974, поэма);
- Хождение в Рязань (1975, поэма);
- Письма сына (1977, поэма);
- У деревни «Богатырь» (1981, поэма).
Проза
- Зелёная брама. Документальная легенда об одном из первых сражений Великой Отечественной войны (1979—1989).
Литературная критика
- Из жизни поэзии (1965)
- Молодым поэтам (1981)
Избранное