Бедный Демьян(Ефим Алексеевич Придворов) -биография
Демьян Бедный (настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов; 1 [13] апреля 1883, Губовка, Александрийский уезд, Херсонская губерния — 25 мая 1945, Москва) — русский советский писатель, поэт, публицист и общественный деятель. Член РСДРП(б) с 1912 года.
Биография
Е. А. Придворов родился 1 (13) апреля 1883 год в селе Губовка (ныне Компанеевского района Кировоградской области Украины) в семье крестьянина. В 1896—1900 годах учился в Киевской военно-фельдшерской школе, в 1904—1908 годах на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Его первые стихи были опубликованы в 1899 году. Они были написаны в духе казённого монархического «патриотизма» или романсовой «лирики».
В качестве псевдонима («Бедный») взял деревенское прозвище своего дяди, народного обличителя и атеиста; этот псевдоним впервые появился в стихотворении «О Демьяне Бедном, мужике вредном» (1911). В 1912 году вступил в РСДРП, с этого же года публиковался в «Правде». Первая книга «Басни» была издана в 1913 году. В дальнейшем Демьян Бедный написал большое количество басен, песен, частушек и стихотворений в других жанрах.
В 1914 году с началом Первой мировой войны был мобилизован в армию, участвовал в боях, был награждён Георгиевской медалью за храбрость. В 1915 году переведен в резервную часть, а позже уволен в запас
Февральская революция 1917 года застала Демьяна в Петрограде, где он стал активно сотрудничать с организованной в марте большевистской газетой «Известия», а позднее — с другой большевистской газетой, «Правда». По воспоминаниям Бонч-Бруевича, басни и фельетоны Демьяна очень понравились Ленину, который вскоре лично познакомился с поэтом и неоднократно цитировал его стихи в своих выступлениях. Поэта выдвинули на выборах в Рождественскую районную думу столицы делегатом от фракции большевиков.
В 1918 году Демьян Бедный прибыл вместе с Советским правительством из Петрограда в Москву и получил квартиру в Большом Кремлёвском дворце, куда перевез жену, детей, тёщу, няню для детей. По ряду свидетельств, расстрел Фанни Каплан (1918 год) происходил в присутствии Демьяна Бедного, желавшего посмотреть на казнь своими глазами ради творческого вдохновения.
В годы гражданской войны Бедный вёл агитационную работу в рядах РККА. В своих стихотворениях тех лет превозносил Ленина и Троцкого.
Противоречивый успех (1920—1929)
Антирелигиозный плакат со стихами Демьяна Бедного, 1920-е годы
С одной стороны, Д. Бедный виделся в этот период как популярный и успешный автор. Общий тираж его книг в 1920-е годы превысил два миллиона экземпляров. Нарком культуры А. В. Луначарский оценил его как великого писателя, равного Максиму Горькому, и в апреле 1923 года ВЦИК наградил Демьяна Бедного орденом Красного Знамени. Это было первое награждение боевым орденом за литературную деятельность в РСФСР. Творчеству Демьяна Бедного был посвящён целый ряд изданий: один только А. Ефремин, один из редакторов собрания сочинений, напечатал книги «Демьян Бедный в школе» (1926), «Демьян Бедный и искусство агитки» (1927), «Демьян Бедный на противоцерковном фронте» (1927) и «Громовая поэзия» (1929).
С другой стороны, несмотря на призывы руководителя РАППа Л. Л. Авербаха к «повсеместному одемьяниванию советской литературы» для многих пролетписателей фигура Демьяна в качестве литературного эталона была неприемлема. Пролеткультовцы жаловались на «лже-пролетарское засилие в стихах» демьянов бедных. Представителей ЛЕФа и других авангардистских течений раздражал воинствующий дилетантизм, «кондовость» Бедного, поверхностность его тем и идей, шаблонность образов и речи и вообще отсутствие поэтического мастерства. Что же касается «афористически-чеканных» характеристик, сформулированных Троцким («это не поэт, приблизившийся к революции, снизошедший до неё, принявший её; это большевик поэтического рода оружия» и ряд др.), то «впоследствии они сильно повредили поэту».
Во время внутрипартийной борьбы 1926—1930 годов Демьян Бедный стал активно и последовательно отстаивать линию И. В. Сталина. Благодаря этому поэт пользовался различными признаками расположения со стороны власти, включая квартиру в Кремле и регулярные приглашения на встречи с партийным руководством. Писатель собрал очень хорошую библиотеку, которой пользовался Сталин. У них сложились прекрасные, почти дружеские отношения.
Для разъездов по стране Демьяну Бедному выделяли особый вагон, в котором он, в частности, путешествовал по Кавказу. Во время поездок обменивался со Сталиным дружескими письмами. Начали публиковать собрание его сочинений (прервано на 19 томе). Демьяну был также предоставлен в личное пользование автомобиль «Форд». Он собрал одну из крупнейших частных библиотек в СССР (свыше 30 тыс. томов). В 1928 году в связи с осложнением диабета был направлен на двухмесячное лечение в Германию, в сопровождении членов семьи и переводчика. Сталин в письме в политбюро ЦК потребовал пойти на любые расходы, чтобы не допустить гибели его от сахарного диабета: «Демьян Бедный в опаснейшем положении: у него открыли 7 % сахара, он слепнет, он потерял ½ пуда веса в несколько дней, его жизни угрожает прямая опасность. По мнению врачей, нужно его отправить поскорее за границу, если думаем спасти его. Демьян говорит, что придется взять с собой жену и одного сопровождающего, знающего немецкий язык. Я думаю, что надо удовлетворить его».
В 1929 году, когда в Тамбовской губернии началось массовое колхозное движение, Демьян Бедный работал уполномоченным по проведению коллективизации в бывшем тогда Избердеевском районе (в селах Петровка, Успеновка ныне Петровского района).
Опала (1930—1938)
6 декабря 1930 года Секретариат ЦК ВКП(б) своим постановлением осудил стихотворные фельетоны Бедного «Слезай с печки» и «Без пощады», опубликованные в «Правде», Критика касалась двух тем: «за последнее время в фельетонах т. Демьяна Бедного стали появляться фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании „России“ и „русского“»; кроме того, последний фельетон упоминал восстания в СССР и покушения на Сталина, несмотря на запрет обсуждать подобные темы как «ложные слухи».
Демьян пожаловался Сталину, но в ответ получил резко критичное письмо:
«В чём существо Ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлёкши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее… [Вы] стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения… что «лень» и стремление «сидеть на печке» является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата.» — Письмо Сталина Демьяну Бедному
Сталин в письме осудил также фельетон Демьяна «Перерва» (см. Крушение в Перерве) как пример «клеветы на СССР».
После критики вождя Бедный стал писать подчёркнуто партийные стихи и басни («Диво дивное коллективное», «Ёж» и др.). В стихах 1930-х годов Демьян постоянно цитирует Сталина, а также использует слова Сталина в качестве эпиграфов. Восторженно приветствовал снос Храма Христа Спасителя: «Под ломами рабочих превращается в сор / Безобразнейший храм, нестерпимый позор» (1931, «Эпоха»). В стихотворениях «Пощады нет!» (1936) и «Правда. Героическая поэма» (1937) беспощадно заклеймил Троцкого и троцкистов, назвав их иудами, бандитами и фашистами. К 50-летию (1933) поэт был награждён орденом Ленина.
Тем не менее партийная критика Демьяна продолжалась, на I съезде советских писателей его обвинили в политической отсталости и вычеркнули из списка награждаемых. В 1932 году Демьяна выселили из кремлёвской квартиры; Сталин после очередной жалобы разрешил ему лишь пользование оставшейся в Кремле его библиотекой. В 1935 году новый скандал и большое недовольство Сталина вызвала найденная НКВД тетрадка с записями оскорбительных характеристик, которые Демьян давал видным деятелям партии и правительства. Открылись также жалобы Демьяна на то, что Сталин, пользуясь его библиотекой, оставляет на книгах сальные следы от пальцев.
В 1936 году поэт написал либретто комической оперы «Богатыри» (о крещении Руси), которая возмутила посетившего спектакль Молотова, а затем и Сталина. Комитет по делам искусств в специальном постановлении (15 ноября 1936 года) резко осудил спектакль как антипатриотический. Очередную, якобы антифашистскую, поэму Демьяна «Борись иль умирай» (июль 1937 года) Сталин в письме редакции «Правды» расценил как «литературный хлам», как басню, содержащий «глупую и прозрачную» критику не фашистского, а советского строя.
Последние годы (1938—1945)
В июле 1938 года Демьян Бедный был исключён из ВКП(б) и из Союза писателей с формулировкой «моральное разложение». Его перестали печатать, но объекты, носившие его имя, переименованы не были.
Попавший в опалу Демьян Бедный бедствовал, был вынужден продавать свою библиотеку и мебель. Он сочинял новые хвалы Ленину-Сталину, но в разговоре с родственниками крайне негативно отзывался о вожде и остальной партийной верхушке. Сталин знал об этом, но подвергать поэта репрессиям не стал и на этот раз.
С началом Великой Отечественной войны публикации возобновились, сначала под псевдонимом Д. Боевой, потом к концу войны, под первоначальным псевдонимом. В антифашистских стихах и баснях Бедный, в полном противоречии со своими прежними произведениями, призывал братьев «помянуть старину», утверждал, что верит «в свой народ» и при этом продолжал восхвалять Сталина. Новые стихи Демьяна так и остались незамеченными. Не сумел он вернуть и прежнее положение, и расположение вождя.
Демьян Бедный умер 25 мая 1945 года.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Последнее критическое партийное постановление, касающееся поэта, вышло уже посмертно. 24 февраля 1952 года были подвергнуты идейному разгрому два сборника Д. Бедного («Избранное», 1950 и «Родная армия», 1951) за «грубейшие политические искажения»: как оказалось, в эти издания были включены первоначальные варианты произведений Бедного вместо поздних, политически переработанных. В 1956 году Демьян Бедный был посмертно восстановлен в КПСС.
Безбожный евангелист революции
Награды
- Георгиевская медаль
- Орден Красного Знамени, 1923
- Орден Ленина, 1933
Кинематограф
Экранизации
- 1918 — Сказка о попе Панкрате.
Документальные фильмы
- 1983 — Демьян Бедный (ЦСДФ).
Память
Здесь жил советский поэт Бедный Демьян (Придворов Ефим Алексеевич). Москва, Тверская ул, 8.
В честь поэта назван посёлок «Демьян Бедный» Жердевского района Тамбовской области. В 1925 году имя «Беднодемьяновск» было присвоено городу Спасск Пензенской области, но в 2005 году переименование было отменено, и город восстановил своё историческое имя. Имя Демьяна Бедного присвоено улицам во многих городах бывшего СССР.
В 1931 году была открыта группа арктических островов, которым было присвоено название «Острова Демьяна Бедного».
В 1985 году был спущен на воду пассажирский теплоход «Демьян Бедный».
К 80-летию со дня рождения. Почтовая марка СССР. 1963.
Отклики в литературе
Послание «евангелисту» Демьяну
В апреле — мае 1925 года две советские газеты, «Правда» и «Беднота», опубликовали антирелигиозную поэму Демьяна Бедного «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», написанную в глумливо-издевательской манере. В 1925—1926 годах в Москве стал распространяться яркий стихотворный ответ на эту поэму под названием «Послание евангелисту Демьяну», подписанный именем С. А. Есенина. Позже, летом 1926 года, ОГПУ был арестован сознавшийся в авторстве стихотворения поэт Николай Горбачёв. Однако ни его биографические данные, ни литературное творчество не давали оснований считать его действительным автором произведения[31].
Существует предположение, что события, связанные с «Новым заветом без изъяна евангелиста Демьяна» и «Посланием…», послужили одним из толчков к написанию М. А. Булгаковым.
Демьян Бедный и Лебедев-Кумач
В 1930-е годы, когда Демьяна постигла опала, место «первого советского поэта» занял В. И. Лебедев-Кумач. Сатирик Виктор Ардов откликнулся на это событие эпиграммой:
Кумач за дело взялся рьяно.
Он — «воспеватель наших дней»,
Сменил он Бедного Демьяна
И стал писать ещё бедней.
Творчество
Школа и солдатчина воспитали Демьяна Бедного в строго-монархическом, национальном и религиозном духе. Студенческие волнения и события первой революции ошеломили Демьяна Бедного, но лишь с началом реакции он понемногу начинает разбираться в происходящем вокруг и проникается революционным настроением. Демьян Бедный сблизился с поэтом П. Ф. Якубовичем и через него с редакционной группой журнала «Русское Богатство», т. е. с революционно-демократическими и народническими кругами. Б январе 1909 Демьян Бедный дебютировал в «Русском Богатстве» стихотворением за подписью Е. Придворова. В декабре 1910, с основанием легальной большевистской газеты «Звезда», Демьян Бедный стал сотрудничать в ней — сперва под своей фамилией, а затем под псевдонимом Демьяна Бедного, сблизился с большевистским авангардом рабочего движения и вступил в большевистскую партию. В 1912 он участвовал в основании газеты «Правда» и деятельно сотрудничал в ней, причем привлек сочувственное внимание В. И. Ленина. В 1913 был арестован. В годы империалистской войны Демьян Бедный был мобилизован и попал на фронт. Изредка его вещи появлялись в журн. «Современный Мир» и в разных провинциальных изданиях.
После Февральской революции Демьян Бедный сотрудничает в «Правде» и др. большевистских газетах. После Октябрьской Революции посещает все фронты гражданском войны, выступает на фабриках и заводах. В апреле 1923 Реввоенсовет Республики и ВЦИК наградили Демьяна Бедного за его революционно-боевые заслуги орденом Красного Знамени. С января 1925 состоит членом правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП).
Идеология Демьяна Бедного — идеология крестьянина, перешедшего на точку зрения пролетариата. Стихи Демьяна Бедного периода «Русского Богатства» по содержанию и форме — обычные для того времени революционно-демократические стихи. Но участие в большевистской печати, воздействие партийных кругов и рабочего движения превратили Демьяна Бедного в «большевика поэтического рода оружия» (Троцкий), в пионера пролетарской поэзии.
Тематика Демьяна Бедного охватывает все стороны революционной борьбы пролетариата и крестьянства за последние 15 лет. Необычайное умение быстро и сильно реагировать на общественные события придало произведениям Демьяна Бедного значение своеобразной художественной летописи революции. Дореволюционные стихи Демьяна Бедного говорят о забастовках, борьбе за рабочую прессу, о событиях думской жизни, быте и нравах предпринимателей, борьбе классов в деревне и т. д. В период Временного правительства Демьн Бедный борется с оборончеством, разоблачает войну, пропагандирует власть советов. Красная армия находит в Демьяне Бедном своего художника-агитатора. Он откликался боевыми призывами на все крупные фронтовые события, бичевал дезертиров и трусов, обращался «к обманутым братьям в белогвардейские окопы». Одновременно Бедный отмечал недостатки советского строительства. Особое место в его творчестве занимает тема: колебания крестьянства в революции (поэмы «Красноармейцы», «Мужики», «Царь Андрон» и др.). Весьма обширно антирелигиозное творчество Демьяна Бедного: в большинстве произведений этого цикла автор говорит об обмане и лицемерии духовенства («Отцы духовные, их помыслы греховные»), в поэме же «Новый завет без изъяна» Демьян Бедный идет дальше и путем пародирования евангелия разоблачает его внутренние противоречия. Нэп вызвал Демьяна Бедного на борьбу как с паническим неприятием нэпа, так и с капитуляцией перед новой буржуазией. Многочисленны у Демьяна Бедного также отклики на события внутрипартийной жизни (партдискуссии и т. д.).
Жанры, которыми пользуется Демьян Бедный, крайне разнообразны. Преобладают чисто-агитационные стихотворения, часто переходящие в патетическую лирику («В огненном кольце» и др.). Реже встречается лирика интимная («Печаль», «Снежинки»), тоже социально направленная. Прибегает Демьян Бедный и к эпосу: хронике («Про землю, про волю, про рабочую долю»), абстрактному сюжетному эпосу («Главная улица») и конкретному сюжетному эпосу («О Митьке бегунце и об его конце», «Клятва Зайнет» и др.). Особенно часто Демьян Бедный пользуется жанрами фольклора: песней, частушкой, былиной, сказкой, сказом. В эпоху «Звезды» и «Правды» и империалистской войны основным жанром Демьяна Бедного стала басня, превращенная им в острое орудие политической борьбы (кроме оригинальных басен, Демьяну Бедному. принадлежит перевод басен Эзопа). Разнообразию жанров соответствует и разнообразие стилистических приемов: Демьян Бедный пользуется и классическими метрами, и свободным стихом, и приемами фольклора. Характерно для него снижение сюжета и стиля, — прием, тесно связанный с ориентацией на широкую массовую аудиторию. Демьян Бедный любит пародировать «высокий стиль» (следует отметить бытовую трактовку евангелия в «Новом завете»). Основной источник технических новшеств стиха Демьяна Бедного — фольклор, образы и ритмы пословиц, прибауток, частушек и т. д. Популярность Демьяна Бедного чрезвычайно велика: его произведения разошлись в миллионах экземпляров и имели широкий и действенный отклик в массах. По данным красноармейских библиотек. Демьян Бедный самый читаемый автор. Некоторые стихи Демьяна Бедного стали популярными народными песнями («Проводы» и др.). Несмотря на сочувственные отзывы печати о первых произведениях Демьяна Бедного, официальная критика после революции лишь поздно обратилась к изучению его творчества. Начало серьезной критической литературе о Демьяне Бедном положено лишь в 20-х гг. К. Радеком (1921) и Л. Сосновским (1923).
Отдельные произведения Демьяна Бедного. неоднократно издавались брошюрами и книжками. В 1923 изд-во «Крокодил» выпустило «Собрание сочинений» Демьяна Бедного в одном томе, со статьями К. Еремеева и Л. Войтоловского. ГИЗ выпускает «Собрание сочинений» Демьяна Бедного в 10 томах, под редакцией и с примечаниями Л. Сосновского и Г. Лелевича. Изд-ом Народов СССР выпущена книжка избранных стихотворений Демьяна Бедного на нем. яз. в переводе И. Русса. Укр. изд. «Книгоспiлка» выпустило «Новый завет без изъяна» в переводе О. Вараввы. Биографические сведения имеются в брошюре Л. Войтоловского «Демьян Бедный», М., 1925, и в статье К. Еремеева (в однотомном собрании сочинений).
Стихотворения:
- Стихотворения [1923]
- Сонет (“В родных полях вечерний тихий звон…”) [1912]
- Стихотворения [1934]
- Стих о Боге [1912]
- Антирелигиозные стихотворения [1923]
- Стихотворения, эпиграммы, басни, сказки, повести (1908 – октябрь 1917) [1917]
- Стихотворения, басни, повести, сказки, фельетоны (ноябрь 1917-1920) [1920]
- Стихотворения, басни, повести, сказки, фельетоны (1921-1929) [1929]
- Стихотворения, басни, поэмы, повести (1930-1940) [1940]
- Стихотворения, басни, поэмы, повести (1941-1944) [1945]
Критика и публицистика:
- Критическая гримаса [1912]
- Их лозунг [1912]
- Юбиляры [1912]
- Маскарад благотворительности [1912]
- Добейте змеенышей! [1919]
- Предисловия к книге Л. Войтоловского “По следам войны” [1926]
- О революционно-писательском долге [1933]
- Песельники, вперед! [1937]
- Честь, слава и гордость русской литературы [1944]
Мемуары и переписка:
- Письма к П. П. Мирецкому [1913]
- Письмо И.М. Майского Демьяну Бедному. 17 ноября 1923 г.
- Письмо И.В. Сталина Демьяну Бедному. 15 июля 1924 г.
- Письмо И.В. Сталина Демьяну Бедному. 12 декабря 1930 г.
О творчестве автора:
- Л. Сосновский. Первый пролетарский поэт Демьян Бедный [1924]
Об авторе:
- Бедный Демьян: биобиблиографическая справка [1990]
- Бедный Демьян: биографическая справка [2000]
- А. А. Волков. Демьян Бедный [1953]
- Справка Г.У.Г.Б. Н.К.В.Д. С.С.С.Р. о поэте Демьяне Бедном [1938]
- Автобиография [1921]
- Макаров Л. Демьян Бедный. М., 1964;
- Воспоминания о Демьяне Бедном. М., 1966;
- Бразуль И. Демьян Бедный. М., 1968;
- Эвентов И. Демьян Бедный: биография писателя. Л., 1972;
- Базанов В. «Удивительно талантливый поэт…» // Русская литература. 1983. №1;
- Бакина М. «Прост мой язык и мысли тоже…» // Русская речь. 1983. №2;
- Соколов А. «И мощный зов тревожного набата…» // Октябрь. 1983. №4;
- Осьмаков Н. «Я честно долг исполнил свой…» // Наш современник. 1983. №4;
- Городецкий С. Из недр народа // Огонек. 1983. №15;
- Эвентов И. С. Демьян Бедный Жизнь, поэзия, судьба. М. ,1983.
- Эвентов И. Давние встречи: Воспоминания и очерки. Л., 1991. С.214-291;
- Кузякина Н. Михаил Булгаков и Демьян Бедный // М.А.Булгаков-драматург и художественная литература его времени. М., 1988. С. 392-410;
- Дубровский А. Сталин, Демьян Бедный и русская история // Нева. 1999. №10.
Избранное