Асеев Николай Николаевич - биография
Николай Николаевич Асеев (Псевдоним Николая Николаевича Штальбаума. Др.псевдонимы: Н.А.Буль-Буль; Иволга; Нав Фундаментальников. ) родился 27 июня (9 июля) 1889 в г. Льгов Курской губернии в семье страхового агента.
Детские годы Асеев провел в доме у деда, Николая Павловича Пинского, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика.
В 1909 закончил Курское реальное училище, поступает в Коммерческий институт в Москве и одновременно слушает лекции на филологическом факультете Московского университета. В 1911 опубликовал свои первые стихи.
Литературная жизнь Москвы захватила молодого поэта, он посещает брюсовские “вечера”, “ужины” Вяч. Иванова, знакомится с Б. Пастернаком, который покорил его всем: и внешностью, и стихами, и музыкой.
С 1913, когда в альманахе “Лирика” появляется подборка стихов Асеева, начинается его активная литературная деятельность. Через 4 года он издал пять сборников оригинальных стихотворений: “Ночная флейта” (1913), “Зор” (1914), “Оксана” (1916), “Леторей”, (1915), “Четвертая книга стихов” (1916).
Начинается первая мировая война, и Асеева призывают на военную службу. В Мариуполе он проходит обучение в запасном полку, который вскоре отправляют ближе к Австрийскому фронту. Заболевает воспалением легких, осложнившимся вспышкой туберкулеза. Его признают негодным к службе и отправляют домой на поправку; через год он проходит переосвидетельствование, и его снова направляют в полк, где он пробыл до февраля 1917, когда был избран в Совет солдатских депутатов.
Началась Февральская революция, полк отказался идти на фронт.
Асеев вместе с женой “двинулся” на Дальний Восток. Этот длинный путь через фронтовую, голодную, мятежную страну стал его путем в большую поэзию (очерк “Октябрь на Дальнем”). Во Владивостоке Асеев сотрудничал в газете “Крестьянин и рабочий” – органе Совета рабочих и крестьянских депутатов. Октябрьскую революцию, о которой узнал во Владивостоке, принял безоговорочно.
По предложению Луначарского Асеев был вызван в Москву и в 1922 он туда приезжает. Возобновляет знакомство с Маяковским, который имел на него большое влияние. Выходят сборники его стихов: “Стальной соловей” (1922), “Совет ветров” (1923). С 1923 Асеев участвовал в литературной группе “Леф” (левый фронт искусств), возглавлявшейся Маяковским. До конца жизни Маяковский поддерживал его, помогал издавать его книги.
В 1920-е годы вышли поэмы “Лирическое отступление”, “Свердловская буря”, стихи о русских революционерах (“Синие гусары”, “Чернышевский”). В 1928, после поездки за границу, Асеев написал стихи о Западе (“Дорога”, “Рим”, “Форум-Капитолий” и др.).
Перед войной Асеев публикует поэму “Маяковский начинается” (“…я написал о нем поэму, чтобы хоть отчасти выполнить свой долг перед ним. Без него мне стало труднее…”, – писал Асеев).
Многие его военные стихи и поэмы – страницы поэтической хроники Отечественной войны: “Радиосводки” (1942), “Полет пуль”, “В последний час”(1944), “Пламя победы” и др. В 1961 книгой “Зачем и кому нужна поэзия” (1961) Асеев подводит итоги своего творчества и своей жизни.
Н. Н. Асеев умер 16 июля 1963 года.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).
Жизнь и творчество
- • 1909 г. – Окончанил Курское реальное училище.
- • 1909-1912 гг. – учился в Московском коммерческом институте (Замоскворечье, Стремянный пер., 28).
- Затем учился на филологическом факультете Харьковского университета, был вольнослушателем историко-филологического факультета Императорского Московского университета.
- • С 1908 регулярно печатался в московском журнале “Весна”, альманахе “Первоцвет”; некоторое время работал секретарём в журнале “Русский архив”.
- • Начав как символист, в Москве сблизился с В.Я. Брюсовым, Вяч.И. Ивановым и особенно – с писателем, критиком, переводчиком и художником С. П. Бобровым.
- • В начале 1910-х гг. Асеев – один из учредителей издательства “Лирика”, из которого в феврале – марте 1914 выделилась с отчётливо футуристической ориентацией группа поэтов “Центрифуга” (Асеев, Бобров, Б.Л. Пастернак).
- • 1914 г. -пытался организовать близкое к “Центрифуге” издательство “Лирень”; сблизился с В.В. Хлебниковым, Д. Д. Бурлюком и В. В. Маяковским, дружба с которым, по словам Асеева, повлияла на его судьбу (некоторое время оба поэта жили в одной квартире по Лубянскому проезду, 3/6).
- Начал печататься в 1909 (по другим сведениям – в 1913).
- С 1914 г. – вместе с Сергеем Бобровым и Борисом Пастернаком являлся одним из ведущих представителей группы футуристической “Центрифуга”.
- 1915 г. – мобилизован в армию
- Лето 1917 г. – дезертировал из армии, вместе с женой уехал на Дальний Восток.
- 1917-1922 гг. – жил на Дальнем Востоке. Сотрудничал в газете “Дальневосточное обозрение”. Явился одним из инициаторов создания литературно-художественного общества “Балаганчик”, из которого в дальнейшем родилась группа “Творчество”, в которую входили также Д. Бурлюк, С. Третьяков и др. Асеев выступал с лекциями о футуризме, пропагандировал творчество Маяковского, В. Каменского и других футуристов.
- 1922 г. – приехал в Москву.
- После Октябрьского переворота 1917 г. стал писать стихи, прославляющие новый режим и большевицкую партию: “Кумач” (1920), сборник “Бомба” (1921), “Марш Буденного” из поэмы “Буденный” (1922) стал популярной песней (музыка А. А. Давиденко), “Новая Кремлёвская стена” (1922), “Свердловская буря” (1924), “Москворецкие частушки” (1926), “Семен Проскаков” (1928), “Синие гусары” (1926), “Чернышевский” (1929), “Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах” (1925), “Русская сказка” (о В. Ульянове (Ленине)) (1926), сборники “Время лучших” (1927), Молодые стихи” (1928)…
- o “Кумач” (1920):
- o “Красные зори,
- o Красный восход,
- o Красные речи
- o У Красных ворот
- o И красный,
- o На площади Красной,
- o Народ”
- Асеев стал одним из самых ортодоксальных большевистских поэтов, своим творчеством выполнявших “социальный заказ”.
- С 1923 г. – участвовал в литературной группе “Леф”. Поэма Асеева “Лирическое отступление” (1924) вызвала бурные дискуссии. Здесь Асеев сокрушается по небольшой временной сдачи позиций большевиками в идеологической сфере и критически изображает ослабление революционной идеи в новой политической обстановке НЭПа.
- 1930-е гг. – Асеев продолжает восхвалять режим: сборники “Москва-песня” (1934), “Высокогорные стихи” (1938) и др.
- В своём письме Б. Пастернаку дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон называет его убийцей своей матери. (Получив отказ на просьбы о помощи, – даже в предоставлении места посудомойки в писательской столовой, – и непосредственно после разговора с Асеевым, Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством).
- 16 июля 1963 г. умер в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
ПОЭТ
Асеев дебютировал книжкой стихов в 1914. Вот как Асеев рисует свой предреволюционный облик: «я, двадцатисемилетний поэт, выученик символистов… я, увлекавшийся переводами Маллармэ, Верлена и Вьеле Гриффена, благоговевший перед Теодором Амедеем Гофманом, восторженно носивший в сердце силу и выдержку горестной судьбы Оскара Уайльда одним словом, я — рафинированный интеллигент».
В первых же книгах Асеев выступил как типичный декадент-романтик. Асеев примкнул к группе С. Боброва «Центрифуга», пытавшейся сочетать классическую «чистую» лирику с техническими завоеваниями молодого еще тогда кубо-футуризма.
Богемный характер творчества молодого Асеева быть может ярче всего сказался в образах «Океании» (небоночное кафе, полуголая луна, возлежащая на синей покатой софе, дежурящая звезда, подающая устриц) или «Нового утра» (курят ангелы сигары, вчерашняя ночь — старая кокотка). Асеев презирал трезвенно-меркантильный мир. Ему казалось, что «мир — только страшная морда», он мечтал с любимой «из мира убежать», «чтобы вечно не встречаться ни друзьям, ни домочадцам». Он скорбел, что «жизнь осыпается пачками рублей». Он провозглашал свою особенность, свою несвязанность с миром меркантильного мещанства — «меня не заманишь ты в клерки». И войну 1914—1918 А. радостно воспринял как грандиозное крушение устоявшегося мещанского уклада («Время Европу расшвырять. Пусть рушатся камни зданий в огне, пусть исказится за чертою черта поношенной морды мира»). В дореволюционных стихах Н. Асеев, кроме всего этого, чувствовалась романтика запорожских песен («Песни сотен», «Песня Ондрия»), образы русских сказок («Еще! Исковерканный страхом»), славянская мифология («Над Гоплой»). Эти элементы, усилившиеся под бесспорным влиянием В. Хлебникова, окрасили в свои цвета на первых порах и асеевское восприятие революции.
Он славит из Владивостока Советскую Россию («Россия издали») в деревенских образах: лен, синь, черные пашни, ковыли, черешни, зеленя, покос. Еще до революции Асеев провидел «судьбу грядущую свою, протоптанную Пугачевым», а в торжествующей революции Н. Асеев разглядел «Степана Тимофеевича». В этом стилизованном и бунтарском восприятии революции сказался восторг индивидуалиста из богемы, дождавшегося крушения ненавистного ему мещанского уклада. Вот как Асеев рисует свое послеоктябрьское настроение: «Старая культура отгремела за плечами, как ушедшая туча. Возврата к ней для меня, недостаточно приросшего к ней, недостаточно пустившего в нее корни, быть не могло; на моих чувствах и мыслях не были еще набиты мозоли привычек. И радость от изменения поношенных черт мирового лица несла меня в сторону нового. Это новое не было миросозерцанием. Оно для меня, да и для большинства окружавших, скорее было выходом из старого, возможностью, предощущением, тем, что выражалось в коротеньком определении «хуже не будет», определении, ставившем многих на невозвратный путь».
Это восприятие революции со стороны стихийного разгрома мещанского уклада выразилось в большой силе ненависти к реакционной обывательщине («Мы пели песни») и в значительной беспомощности при выявлении положительных стремлений революции (стершиеся штампы — правда, кривда, свобода, народ, враги народа и т. д.).
С переездом в Москву — центр пролетарской революции — Асеев сумел разглядеть и иные стороны революционной борьбы, революционных сдвигов. Еще до 1917 в стихотворении Асеев «Заржавленная лира» встречается «завод стальных гибчайших песен», но там — это случайная ассоциация, не связанная ни с мироощущением автора, ни с тематикой, ни с системой образов. Но этот случайный старый мотив развертывается в целую программу в прекрасном стихотворении «О нем». «О нем» и «Гастев» означали конец восприятия Октябрьской революции как новой разиновщины и начало творческого приближения к подлинно пролетарскому, индустриальному Октябрю. Асееву, как и его «стальному соловью», захотелось в одно ярмо «с гудящими всласть заводами». А. приветствует Гастева, как «Овидия горняков, шахтеров, слесарей». Асеев сознает огромную разницу между своим мировосприятием и мировосприятием пролетарского авангарда («Мы — мещане. Стоит ли стараться, из подвалов наших, из мансард, мукой бесконечных операций нарезать эпоху на сердца?”), но в то же время провозглашает: «Нет. Никто б не мог меня поссорить с будущим, зовущим за собой».
Тяготея к поиску и эксперименту, Асеев еще до революции испытал на себе различные лит. влияния — стилизация древнерусских мотивов, заимствования из Гофмана, Гумилева, Блока, хлебниковские словесные опыты. Отвлеченные сюжеты и образы характерны и для сборника «Бомба»; «Стальной соловей», в котором автор декларировал поворот к новой действительности, этого поворота не ознаменовал. Поиск пути к современности осложнился тем, что переход к нэпу был воспринят некоторыми современниками как отход от революции, идеалов преображения мира. В русле этих настроений обычно и воспринимают поэму Асеева «Лирическое отступление» (1924). Поэма действительно тревожна, взволнованна, драматична, но автор далек даже от намека на капитуляцию. Разъясняя смысл этой поэмы Асеева, Маяковский в янв. 1925 подчеркивал, что в ней речь идет прежде всего о быте; автор сетует на то, что мн. его современники погрязли в старом мещанском быте, именно к мещанскому уклону, вкоренившемуся в жизнь, относится в поэме и драматический образ «рыжего времени».
Поэма «Лирическое отступление» и стихотворение «Синие гусары» (1925) получили признание у современников, вошли в классику поэзии XX в. Стихотворная сюита «Синие гусары», посвященная памяти декабристов, балладно-упругим стихом последовательно раскрывает подготовку восстания и его трагический финал. Тяготение к сюжету нашло еще более полную реализацию в поэме «Семён Проскоков» (1928). Эта поэма посвящена событиям Гражданской войны в Сибири, автор показывает, как организовывалось и крепло партизанское движение. Лирико-публицистическое повествование построено на действительном историческом материале, в его центре образ горнорабочего, который связал свою судьбу с революцией, стал одним из борцов за советскую власть.
В 1929 была опубликована книга о поэзии «Дневник поэта». Героическая тема врывалась и в лирические сюжеты, на задний план отходили формальные эстетические искания, сквозь примусный чад коммунальных кухонь пробивался романтический проблеск будущего прекрасного мира, креп романтический пафос преобразования жизни. Поэт выводил лирику на широкий простор общественной жизни, ее путь лежал к более углубленному и проникновенному постижению окружающего мира.
Во второй половине 1920-х Асеев интенсивно ищет своего героя на лесах новостроек, он призывает: «Сейчас следует учиться поэзии у станка и комбайна» (На литературном посту. 1930. №4. С.31). Вслед за поэмой «Свердловская буря» в середине 1920-х Асеев пишет стихи и циклы стихов «Электриада», «Курские края», «Песня о нефти», в которых развиваются идеи причастности к народной жизни, трудового коллективизма, вдохновением поэта окончательно завладело героическое мужество будничного созидательного труда. К этому времени относится посещение Асеевым крупнейших строек страны в Магнитогорске, Кузбассе, на Днепре; поэт обращается к «агитпоэме», разрабатывая тему труда,— «Днипробуд» (1931). Знаменательно обращение поэта к заводу: «Вся надежда моя на твою на могучую силу, на горны твои и на трубы» (Стихотворения и поэмы. М., 1967. С. 305).
Плодотворный синтез социального содержания и лирических интонаций полновесно проявился в поэме А. «Маяковский начинается», которая публиковалась в 1937—39, в 1940 вышла отдельным изданием. Еще в начале 1920-х Асеев задумывался над необходимостью «знать историю своей страны, не только почувствовать ее будущее, но и вглядываться в глубь веков…» (Радуга. 1970. №1. С.148). Поэма «Маяковский начинается» и явилась широким историческим полотном, судьбу Маяковского автор передает в теснейшей связи с судьбой всей страны. В центре поэмы — появление Маяковского и его гибель. Появление Маяковского в жизни страны и планеты рисуется романтично-восторженно: «Он шел по бульвару, худой и плечистый, возникший откуда-то сразу, извне, высокий, как знамя, взметенное в чистой июньской несношенной голубизне».
О Маяковском говорили, что это «круглосуточный писатель», и автор поэмы передает подвижнический характер деятельности своего героя, его поистине круглосуточную преданность творческому процессу. Отрывки из этой поэмы ходили по всей стране еще до ее полной публикации, широкую аудиторию привлекала и страстность полемики Асеева с противниками Маяковского, стремление отстоять его жизненные и творческие принципы. Подытоживая полемику вокруг Маяковского, Асеев подчеркивал значение этого поэта для будущей судьбы литературы и шире — судьбы страны. Для поэмы характерны также романтическая приподнятость повествования, гражданский пафос, широта исторического кругозора, реалистичность образности. В печати была отмечена значительность новой работы Асеева «Я считаю эту книгу одним из самых значительных явлений наших дней»,— писал А.Фадеев (Литературная газета. 1940. 24 нояб.).
В 1930-е Асеев продолжает жанровые поиски, разрабатывает, в частности, международный политический фельетон («Надежда человечества», «Берлинский май»). Значительным событием литературно-общественной жизни стал перевод на русский язык поэзии Т.Шевченко. Наряду с Н.Тихоновым, А.Твардовским, Н.Ушаковым, Б.Пастернаком, М.Исаковским Асеев знакомит с жизнью братских республик, пишет посвященные Кавказу «Высокогорные стихи».
Во время Великой Отечественной войны стихи и поэмы Асеева публикуются в центральных и фронтовых газет.
В 1943 Асеев вернулся к своему стих. «Курск», написал новые заключительные строки — о Курской битве.
В 1943 в серии «Великие люди русского народа» была издана книга Асеева «Владимир Владимирович Маяковский». В книгах стихов «Первый взвод» (1941), «Пламя победы» (1946), поэме «Урал» (1944) развивается тема патриотизма.
В 1950 написаны дополнительные главы поэмы «Маяковский начинается». Из послевоенных лет наиболее плодотворен 1961 — изданы книга о литературе «Зачем и кому нужна поэзия», в которой речь шла о многих и многих поэтах (Маяковский и Есенин, Хлебников и Саянов, Твардовский и Тычина, Светлов и Тувим), и книга стихов «Лад», получившая всеобщую высокую оценку. «Лад» — это напряженные раздумья о современности, о проблемах бытия; при этом стихи философского склада сочетаются с публицистикой и пейзажной лирикой.
Об Асееве современники говорили: «Неуемный темперамент жил в нем, сухое горенье без чада и копоти все время обжигало его душу» (Наровчатов С. Мы входим в жизнь. М., 1980. С.31). Он и поэтические творения свои читал по-особенному: «Закинув голову, он словно всматривался в вышину,— он весь летел вверх, читая стихи. Глаза его светлые становились еще светлее…» (Воспоминания о Николае Асееве. С.50). Талант его был разносторонним, он писал также статьи, очерки, киносценарии, раздумья о литературе, тексты к музыкальным произведениям (либретто оперы М.Коваля «Емельян Пугачев», 1955, в соавторстве с В. Каменским).
В статье Асеева «Что же такое структурная почва в поэзии» мысль о преемственности поколений ставилась в прямую зависимость от сохранения «структурной почвы», которую возделывали предшественники. Отсюда постоянный интерес к истории, который проявлялся то в «Синих гусарах», то в «Стихах о Гоголе», занявших видное место в книге «Раздумья» (1955). Отсюда и постоянный интерес к литературам других народов. Асеев перевел драматические произведения Я.Райниса, Б.Ясенского, стихи многих поэтов.
Характерен постоянный интерес к самым разным явлениям литературной жизни. Современник вспоминает: «Помню, с каким восхищением заговорил он однажды о романах австралийской писательницы Катарины Сусанны Причард. В другой раз — о книге Уильяма Берчетта, открывшей для него удивительный мир обычаев древних народов Лаоса и Камбоджи» (Мильков В.— С.195). И все это был не пассивный интерес созерцателя, но активный интерес участника: появляется роман М.Алексеева «Вишневый омут» — и Асеев пишет рецензию на него; читает по телевидению главы из своей новой поэмы Е.Исаев — и Асеев откликается статьей о поэме «Суд памяти». В свою последнюю весну, уже тяжело больной, Асеев предпринял активные усилия по защите памятников культуры, организации сбора подписей под петицией в ЦК КПСС (Воспоминания о Николае Асееве. С.297).
«Совсем неожиданным в свиданиях с Николаем Николаевичем было для меня то,— вспоминает Д.С.Лихачев,— что он преимущественно говорил не о своей поэзии, не о своих стихах,— он говорил о стихах молодежи, любил их читать…» (Воспоминания о Николае Асееве. С.242). Асеев охотно читал лекции в Литературном институте, помог войти в литературу многим молодым поэтам, среди них Н.Анциферов, И.Бауков, А.Вознесенский, Ю.Мориц, В.Соснора, Ю.Панкратов, И.Харабаров. Творчество Асеев широко освещалось в печати, так, к его 70-летию было опубликовано около 20 статей Л.Озерова, С.Васильева, И.Гринберга, Б.Слуцкого, Л.Ошанина, В.Котоваи др. Супруга поэта К.М.Асеева вспоминает: «В последний день его жизни, когда я пришла в больницу “Высокие горы”, Николай Николаевич сел на постели и начал читать стихи. Со стихами уходил он из жизни…» (Воспоминания о Николае Асееве. С.34). К его 80-летию была издана книга Л.Карпова «Николай Асеев», к его 90-летию появились статьи о нем М.Алексеева, А.Дробчика и др. На доме,где он жил, открыта мемориальная доска, улица названа его именем.
Семья
Отец Н. Асеев – страховой агент Николай Николаевич Штальбаум.
Мать поэта Елена Николаевна, урождённая Пинская, умерла молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет.
Отец вскоре женился вторично.
Детские годы провёл в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика.
Бабка Варвара Степановна Пинская была в молодости крепостной, выкуплена из неволи дедом, влюбившимся в неё во время одного из своих охотничьих скитаний. Она много помнила из быта старой деревни.
Жена — Ксения Михайловна (урожд. Синякова) (1900—1985)
Государственные награды и премии
- Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1941) – за поэму “Маяковский начинается” (1940).
- Лауреат Ленинской премии (1961) – за поэтический сборник “Лад”.
- орден Ленина
- орден Трудового Красного Знамени
- медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”
Сочинения (неполный перечень, всего только при жизни издано более 70-ти стихотворных сборников)
- Николай Асеев. Ночная флейта: Стихи. / Предисл. и обл. С. Боброва. — М.: Лирика, 1914. — 32 с.
- Николай Асеев. Зор. / Обл. М. Синяковой. — М.: Лирень, 1914. — 16 с.
- Николай Асеев, Григорий Петников. Леторей: Кн. стихов / Обл. М. Синяковой. — М.: Лирень, 1915. — 32 с.
- Николай Асеев. Ой конин дан окейн! Четвёртая кн. стихов. — М.: Лирень, 1916. — 14 с.
- Николай Асеев. Оксана. — М.: Центрифуга, 1916. — 88 с.
- Николай Асеев. Бомба. — Владивосток: Вост. трибуна, 1921. — 64 с.
- Николай Асеев. Сибирская бась. — Чита, 1922
- Николай Асеев. Софрон на фронте. — М., 1922
- Николай Асеев. Аржаной декрет. — М.: Гиз, 1922. — 20 с.
- Николай Асеев.Совет ветров. — М., ГИЗ, 1923. — 56 с.
- Николай Асеев.Стальной соловей. — М., Вхутемас, 1922. — 26 с.
- Николай Асеев. Избрань. / Обл. А.Родченко. — М.-Пг., Круг, 1923—128 с.
- Николай Асеев. Октябрьские песни., М., Мол. гвардия, 1925. — 32 с.
- Николай Асеев. За рядом ряд. М., 1925 — 32 с.
- Николай Асеев. Расстрелянная земля (рассказы). М., Огонёк, 1925. — 44 с.
- Николай Асеев. Разгримированная красавица. М.: Федерация, 1928.
- Николай Асеев. Дневник поэта. Л.: Прибой, 1929. — 228 с.
- Николай Асеев. Проза поэта. М.: Федерация, 1930.
- Николай Асеев. Запеваем! М., ГИЗ, 1930. — 102 с.
- Николай Асеев. Избранные стихи. / Обл. А. Родченко. — М., ГИЗ, 1930.
- Николай Асеев. Большой читатель. М.: Федерация, 1932.
- Николай Асеев. Обнова. Издательство писателей в Ленинграде. 1934.
- Николай Асеев. Удивительные вещи. М.: Гослитиздат, 1934.
- Николай Асеев Высокогорные стихи. М., Советский писатель, 1938.
- Николай Асеев. Наша сила. М.: Гослитиздат, 1939.
- Николай Асеев Зоревое пламя, М., Правда, 1939.
- Николай Асеев. Первый взвод. М.: Гослитиздат, 1941.
- Николай Асеев. Пламя победы. Л.: Советский писатель, 1946.
- Николай Асеев. Разнолетье. М.: Советский писатель, 1950.
- Николай Асеев. Раздумья. М.: Советский писатель, 1955.
- Николай Асеев. Памяти лет. М., Гослитиздат, 1956.
- Николай Асеев. Стихи. М., Художественная литература, 1957.
- Николай Асеев. Самое лучшее. М., Молодая гвардия, 1959.
- Николай Асеев. Лад. М.: Советский писатель, 1961. 2-е издание, доп. М.: Советский писатель, 1963.
- Николай Асеев. Самые мои стихи. М., Правда, 1962
- Николай Асеев. Зачем и кому нужна поэзия. М.: Советский писатель,1961. — 315 с.
- Переводчик стихов Мао Цзэ-дуна (Восемнадцать стихотворений. Москва: Издательство “Правда”, 1957 (Библиотека “Огонек”))
Сценарии
- Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков, 1924.
- Броненосец «Потёмкин», 1925, совместно с Ниной Агаджановой.
- Федькина правда, 1925, совместно с Александром Перегудой.
Библиография
- Молдавский Дм. Николай Асеев. М.; Л., 1965;
- Серпов А. Николай Асеев: Очерк творчества. М., 1969;
- Мильков В. Николай Асеев: Литературный портрет. М., 1973;
- Бондаренко В. «Этот может, хватка у него моя…» // литература в школе. 1973. №3;
- Воспоминания о Николае Асееве. М., 1980;
- Смола О. Лирика Асеева. М., 1980;
- Ивнев Р. Две встречи с Николаем Асеевым // Москва. 1981. №2;
- Шайтанов И. В содружестве светил: Поэзия Н.Асеева. М., 1985;
- Крюкова А. Николай Асеев и Сергей Есенин // В мире Есенина. М., 1986. С.523-538;
- Мешков Ю. Николай Асеев. Свердловск, 1987;
- Озеров Л. Время говорило его стихами: К 100-летию со дня рождения Николая Асеева // Литературная газета. 1989. 12 июля;
- Смола О. «Не верю ни тленью, ни старости…» // Асеев Н. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания. Статьи. М., 1990. С. 5-20;
- Алимдарова Э.В. Хлебников и Н.Асеев // Поэтический мир Велимира Хлебникова. Астрахань. 1992. Вып.2. С.136-145.
Ссылки
- Асеев Николай стихи в Антологии русской поэзии
- Асеев на Стихии
- Николай Николаевич Асеев читает стихотворения: «Синие гусары», «Двое идут», «Не за силу, не за качество….», «Это медленный рассказ…»
- Сборник русской поэзии «Лирикон» — Асеев Н. Н.
- Асеев о родине на сайте города Льгова
Память
- улица Асеева в Москве (с 1966 г.)
- мемориальная доска. Москва, Камергерский пер.2
- Курская областная библиотека и одна из улиц Курска носят имя Асеева
- В г. Льгове действует литературно-мемориальный музей поэта, его именем названа улица