Выберите страну:

Шефнер Вадим Серге́евич – биография || Шефнер Вадим - Стихи


Шефнер Вадим Серге́евич – биография || Шефнер Вадим - Стихи
Шефнер Вадим Серге́евич – биография

Шефнер Вадим Серге́евич – биография

2

Вади́м Серге́евич Ше́фнер (1914—2002) — советский поэт, прозаик, фантаст.

 

Биография

В. С. Шефнер родился 30 декабря 1914 года (12 января 1915) в Петрограде в семье пехотного офицера. Является внуком генерал-лейтенанта Алексея Карловича Шефнера, основателя порта Владивосток.

3Почти всё детство и юность провёл в Петрограде. Но в 1921 году семья уехала в Старую Руссу к месту службы отца. После смерти отца от чахотки Вадим Шефнер вместе с матерью-воспитательницей жил при детском доме в Старой Руссе, спустя некоторое время вернулся в Петроград. После школы обучался в Учебно-химическом комбинате им. Менделеева, с 1935 по 1938 — на рабфаке Ленинградского университета. В эти годы и б12работал: на заводах «Пролетарий», «Электроаппарат», на других местах — в должности инструктора по физкультуре, формовщика в литейном цехе, чертежника-архивариуса, библиотекаря…

Во время Великой Отечественной войны Шефнер (до того белобилетник из-за слепоты левого глаза) служил рядовым в батальоне аэродромного обслуживания вблизи Ленинграда; в янв. 1942 работал в редакции газеты «Знамя победы», откуда в состоянии тяжелой дистрофии был препровожден в госпиталь, где чудом выжил. За это время опубликовал в газете немало стихов 1агитационного характера за подписью «боец Вадим Шефнер». Завершил войну в звании старшего лейтенанта, в 1945 вступил в КПСС. После окончания войны Шефнер целиком отдался литературному творчеству, делясь воспоминаниями о современниках (статьи об А.Гитовиче, Б.Лихареве, А.Чивилихине, С.Спасском, С.Ботвиннике, а также и об А.Андрееве, И.Нерцеве, А.Рытове, А.Шевелеве).

Умер 5 января 2002 года в Санкт-Петербурге. Отпевание прошло во Владимирском соборе 8 января. Согласно воле писателя, гражданской панихиды и прощальных речей не было.

могила

 

 

 

Похоронен на Кузьмоловском кладбище (Всеволожский район, Ленинградская область).

 

Шефнер Вадим Сергеевич. Сам о себе.

 

Творчество

автографС определённой долей условности в его прозе можно выделить пласты детдомовских и военных рассказов, юмористической и философской фантастики. Многие критики отмечали, что невозможно провести границу между его фантастическим творчеством и творчеством, где фантастический компонент явно не выражен, а также называли его «фантастом в поэзии».

б27Писать стихи начал в детстве. В 1933 году опубликовал в журнале «Резец» первое стихотворение «Баллада о кочегаре». С 1938 года занимался в поэтическом семинаре-студии «Молодёжное объединение» при СП СССР (руководитель — А. И. Гитович, к работе в семинаре также приглашались Ю. Н. Тынянов, А. А. Ахматова, Н. А. Заболоцкий, М. М. Зощенко и др.), где близко сошёлся с поэтами В. А. Лифшицем и А. Т. Чивилихиным. В 1940 году издал первую книгу стихов «Светлый берег».

В первой поэтической книге Шефнера содержались стихи открыто гражданственного звучания, дышащие предощущением войны. В них проявлялась близость автора как к его ровеснику К.Симонову, так и к более молодым (Н.Майоров, П.Коган, М.Кульчицкий). Здесь «багровый отсвет звезд пятиконечных / И шум непобеждаемых знамен» («Легенда о мертвых моряках Британии», «Могила бойца», «Тревога»). Но в «Светлом береге» (1940) оказались и стихи другого плана: «Цветные стекла», «Болото», «Подсолнечник», где властвовали «невидимая дрожь существованья», ощущение таинственности мира.

б28То же характеризовало поэзию Шефнера военных лет: сборник «Защита» (Л., 1943) и другие стихи. Жестокая политическая обнаженность в стихотворных агитках и глубокое философское содержание в стихах «Зеркало», «Шиповник», «Первая любовь», «Мрамор», где конкретные сюжеты и детали военной поры наполнились общежитийным содержанием. Неспроста после появления книги Шефнера «Пригород» (1946) в связи с развязанной правительством «борьбой с космополитизмом» поэта стали печатать редко.

В 1943—1945 годах создаёт своё наиболее крупное поэтическое произведение — поэму «Встреча в пригороде», в которой отражены события героической обороны Ленинграда.

б24В послевоенные годы наряду с поэтическим творчеством также занимался стихотворным переводом — с китайского языка, с санскрита и пракритов и с языков союзных республик СССР (грузинского, белорусского, латышского и др.). Прозу публиковал в журналах («Литературный современник», «Звезда» и др.) с 1940 года. Первый сборник прозы («Облака над дорогой») издан в 1957 году. Наиболее значительным своим прозаическим произведение считал повесть «Сестра печали».

б29Событием стала книга Шефнера «Знаки земли» (1961). На фоне дискуссии «физиков и лириков», когда обострились коллизии «город и деревня», «природа и цивилизация», Шефнер провозгласил, что «мудрые конструктора / С природою сближают нас», что природная целесообразность родственна «геометрическому уюту» современной цивилизации («Ценою миллионов лет добыта эта красота / Добыта эта простота»). Многие критики попытались тогда объявить Шефнера поэтом натурфилософского склада. Но неспроста Шефнер так отозвался о Ф.Тютчеве: «Поэзию Тютчева именуют философскою. Но сам он по отношению к себе этого термина не применял и в позу философа не становился… Он любил писать о преходящем, о мгновенном,— но чем короче наблюдаемое им явление, тем неощутимее для нас размеренный, неотвратимый ход мирового времени, стоящего за стихами» (см.: Филиппов Г.— С.176).

б13Действительно, в шефнеровском переплетении природного и интеллектуального («Первый мост»), видимого и сущего («Приятельницы»), вечного и навсегда ушедшего («Непрерывность») воплощалось прежде всего одно: психологическое состояние «лирического героя», неподвластное какой бы то ни было рациональной схеме. В стихах «Змея», к примеру, он призывает к истреблению природного зла, грозящего людям («Убей змею на их пути / Ты не один на свете»), а в «Ястребе», наоборот, предостерегает: «Природа все учла и взвесила. / Вы, легкодумные б30стрелки, / Не нарушайте равновесия / И зря не жмите на курки». В книге «Своды» (1967) Шефнер превозносит одну из неколебимых опор его творчества — память (стихотворение «Спросил у памяти») и рядом же располагает другое: «Забывание», где память объявляется губительной, т.е. при четком разграничении прошлого и будущего Шефнер больше всего ценит настоящее. В стихотворение «Ночная ласточка» (1970) слышится и «гул ракетоносца», и «бездна мирозданья», но главное — ощущение сиюминутности бытия: «И этот рай, что виден из окна, / Еще прекрасный, ибо он не вечен». Шефнер признает, что он страдает от рационализма. Но при наличии этого качества он и импрессионистичен. Неспроста в поздних стихах Шефнера воспевает «петербургский модерн» — дома Петроградской стороны, их «бесхитростную эклектичность», их «тревожную незавершенность».

б21Проза Шефнера (первая публикация — рассказ «День чужой смерти» в журнале «Ленинград», 1940) отличается тем же двуединством автобиографического и фантастического. Это книги о своем детстве и юношестве, преображенных фантазией («Облака над дорогой», 1957; «Счастливый неудачник», 1965; б1«Сестра печали», 1970; «Имя для птицы», 1976), и утопический роман о XXII столетии «Лачуга должника», повесть «Девушка у обрыва» (1964) и другие произведения, включенные Шефнером в книгу «Сказки для умных» (1987). Решительно отмежевывая свою фантастику от той, что названа «научной», и называя себя «сказочником», Шефнер следует принципу: «В фантастике должны действовать самые обыкновенные люди». И истинный герой, как правило, изображается им через восприятие «человека обыденного», скованного предрассудками своего времени. Зато в союзе «гениев» и «обывателей» (Светочев, Белобрысое и Ковригин, Кортиков), по Шефнеру, и торжествует незыблемая основа жизни. Свое творческое кредо он определяет так: «Ныне… я опять, как в детские годы, подсознательно делю всех на хороших и плохих, и главный водораздел в суждении… снова проходит для меня по линии “добрый — злой”» (Цит. по: Филиппов Г.— С.178).

б17В книге лирики Шефнера «Северный склон» (1980) содержится стихотворение «Заказ художнику» — своего рода автопортрет. Начинается оно с «картинки детства»: «Как в орлянку шла игра / На асфальтовом квадрате / Петроградского двора», «А потом вокзал и пристань, / Ильмень, Новгород, Валдай», «Избы, крытые соломой, / Нянино веретено. / Старорусского детдома / Монастырское окно», а дальше — «ФЗУ, рабфак, заводы, / Первые черновики, / Топки и паропроводы, / Коче-гарские очки, / Тесный стол редакционный, / Рукописная тетрадь, / Лейтенантские погоны, / Госпитальная кровать…». Кончается же стих, так: «А закончив рисованье, / Погляди издалека — / И возникнут очертанья / Паруса и рыбака. / Не попутный дует ветер, / Мало шансов на улов, / Но рыбарь бросает сети / В глубь неведомых миров». В этом двуединстве — чувства повседневности и романтической приподнятости — и проявилась прежде всего писательская сущность Шефнера.

б10В 1973—1975 годах создал повесть «Имя для птицы, или Чаепитие на жёлтой веранде» (с подзаголовком «Летопись впечатлений»), в которой положил начало ещё одному пласту своего творчества — мемуарной прозе.

Шефнер связывает реализм с фантастикой, любит с мнимой серьёзностью говорить об очевидной бессмыслице или с юмором о серьёзных вещах; фантазия питается у него также сказочным элементом.

 

Премии и награды

• Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1985) — за сборник стихов «Годы и миги» (1983)
• Пушкинская премия (1997)
• премия «Странник» в номинации «Паладин Фантастики» (1999)
• премия «Аэлита» (2000)
• орден Трудового Красного Знамени
• два ордена Отечественной войны II степени (16.6.1945; 6.4.1985)
• орден Красной Звезды (3.7.1944)
• орден Дружбы народов
• орден «Знак Почёта»
• медаль «За оборону Ленинграда»
• медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

 

Память

• В Петербурге на намывной части Васильевского острова есть улица Вадима Шефнера.

 

Театр и кино

Экранизации

• 1993 — б20 «Счастливый неудачник», режиссёр Валерий Быченков.

Спектакли

• В репертуаре Московского Открытого Студенческого Театра «МОСТ» находится спектакль «Счастливый неудачник» (постановка Евгения Славутина). Спектакль получил ряд наград на различных фестивалях.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Избранное

б1 б8 б9

б3 б10 б13

б15 б16 б18

б19 б26б24

б23 б25
б21
б22
б17
б20
б12
б11
б6 б8

б4 б2


Количество слов: 1402

К списку поэтов