Выберите страну:

Шершеневич Вадим Габриэ́левич – биография || Шершеневич Вадим - Стихи


Шершеневич Вадим Габриэ́левич – биография || Шершеневич Вадим - Стихи

Шершеневич Вадим Габриэ́левич – биография

1

Вади́м Габриэ́левич Шершене́вич (24 января (5 февраля) 1893, Казань — 18 мая 1942, Барнаул) — поэт, переводчик, один из основателей и главных теоретиков имажинизма.

 

Биография

Ранний период

6Родился в семье профессора Габриэля Шершеневича, известного юриста и впоследствии депутата I Государственной Думы, и оперной певицы Евгении Львовны Мандельштам (по сцене Львовой), сестры адвоката М. Л. Мандельштама; с 1907 жил в Москве. Учился в частной гимназии, основанной Л. И. Поливановым (в ней же ранее учились В. Брюсов, Андрей Белый, Сергей Соловьёв, в одном классе с Вадимом — шахматист Александр Алехин), в Московском университете — сперва на математическом, потом на историко-филологическом факультетах, некоторое время стажировался в Мюнхенском университете.

4Писать стихи начал в гимназические годы, пробуя разные манеры. В первых поэтических сборниках («Весенние проталинки» (1911), «Carmina» (1913)) ощущается сильнейшее влияние мэтров символизма — Бальмонта, Брюсова, Блока. Последующие — «Романтическая пудра», «Экстравагантные флаконы» (оба — 1913) ненадолго сближают Шершеневича с эгофутуристами. С 1913 Шершеневич состоял в небольшой московской футуристической группе «Мезонин поэзии». Часто печатался под различными псевдонимами (в основном как критик: В. Гальский, Георгий Гаер, Венич, Egyx и др.).

,26В середине 1910-х участвовал в литературных диспутах, опубликовал теоретическую работу «Футуризм без маски» (1913), переводил литературные манифесты теоретика итальянского футуризма Ф. Маринетти. Претендовал на роль теоретика русского футуризма с ориентацией на Запад (роль, аналогичную той, которую играл в символизме В. Я. Брюсов), что стимулировалось приятельскими отношениями Шершеневича с Брюсовым. Редактировал «Первый журнал русских футуристов» (1914), что вызвало нарекания как коллег по б9изданию (Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц, впоследствии назвавший Шершеневича «самовлюблённым графоманом»), так и оппонентов (прежде всего группы «Центрифуга»; с резким выпадом против Шершеневича выступил входивший тогда в «Центрифугу» Борис Пастернак — статья «Вассерманова реакция»). Во время б10Первой мировой войны был на фронте в качестве вольноопределяющегося. В этот период Шершеневич обретает свою манеру, в значительной части сохранившуюся и в имажинистский период; она представлена сборником «Автомобилья поступь» и драмой «Быстрь» (оба 1916), в том же году вышел сборник статей об искусстве «Зелёная улица».

Вождь имажинистов

9В 1919 — один из главных основателей группы имажинистов (С. Есенин, А. Мариенгоф, А. Кусиков). Термин (в форме «имажионизм») и интерес к «слову-образу» появляется уже в футуристических работах Шершеневича 1910-х годов; связь его с англо-американским имажизмом сомнительна. В 1918 Шершеневич публикует одно из самых значительных своих произведений — любовную поэму «Крематорий», являющуюся своего рода ответом на «Облако в штанах» Маяковского (переиздана в б6следующем году с подзаголовком «Поэма имажиниста»). В начале 1920-х издаёт сборники «Лошадь как лошадь» (наиболее известная его книга), «Кооперативы веселья», трагедию «Вечный жид», участвует в коллективных изданиях «Коробейники счастья», «Одна сплошная нелепость», «Золотой кипяток» и «Мы Чем Каемся» (конфискована из-за провокационного названия, напоминающего о московской ЧК), сборниках «Имажинисты» и журнале «Гостиница для путешествующих в б3прекрасном». Читает стихи с эстрады, пользуясь громадной популярностью среди московской публики; продолжается начавшееся ещё до революции соперничество Шершеневича с Маяковским. Был председателем московского отделения Всероссийского союза поэтов (1919).

б18Для творчества Шершеневича характерно нагнетание городских метафор, тематика трагической чувственной любви, эпатаж, основанный, как и у ранних футуристов, на эстетизации безобразного и богоборческих мотивах, бурлескные образы (интерес к клоунаде, «гаерству» устойчив для его биографии), сознательно экспериментальная «брюсовская» разработка приёмов (подчёркнутая названиями стихотворений из книги «Лошадь как лошадь» вроде «Принцип звука минус образ» или б21«Параллелизм тем»), принципиально декларируемый аполитизм искусства (в 1919 арестовывался за контакты с партией анархистов). С формальной точки зрения — акцентный стих (который он разрабатывал параллельно с Маяковским) и тактовик, позже диссонансная рифма. Автор теоретической работы об имажинизме «2х2=5» (1920) и сборника эссе о творчестве товарищей по группе «Кому я жму руку» (1921).

1930-е годы

б8Последняя книга оригинальных стихов — сборник «Итак итог» (1926), последовательно построенная на рифмах-диссонансах. В том же году написал антиутопическую пьесу «Мещантика» (не опубликована при жизни).

 

 

б23Значительная часть работы Шершеневича связана с кино и театром; работал как драматург, режиссёр, критик, сценарист, переводчик. Автор выдержавшей два издания книги «Игорь Ильинский». В 1930-е переводил на русский язык пьесы В. Шекспира, П. ,27Корнеля, В. Сарду, немецкую (Рильке, Лилиенкрон) и французскую (включая полный перевод «Цветов зла» Бодлера) поэзию, либретто популярных оперетт, работал над книгой мемуаров «Великолепный очевидец» (несмотря на автоцензурные попытки приспособить её к условиям советской печати, издана она при жизни автора не была). Представляющие большой интерес оригинальные произведения Шершеневича 1930-х годов также опубликованы только в 1990-е. «Цветы зла» в переводе Шершеневича изданы впервые в 2007 г.

В эвакуации

Осенью 1941 эвакуировался на Алтай. Участвовал в литературных концертах на оборонных заводах и в военных госпиталях Барнаула, писал тексты для агитационных плакатов.

огила

Скончался после тяжёлой скоротечной болезни (двустороннего туберкулёза лёгких).

 

 

Похоронен на Булыгинском кладбище.

 

В фондах Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая имеются материалы о барнаульском периоде жизни поэта.

Семья

шор Первая жена Шершеневича (с 1913) — Евгения, дочь музыканта Давида Шора. От этого брака имел дочь Ирину. Первая семья Шершеневича в 1930-е годы жила в Бельгии.

дикур Вторая жена — актриса Опытно-героического театра Юлия Сергеевна Дижур, покончившая с собой в 1926 году; ей посвящена книга «Итак итог».

волкова Третья жена (с 1936) — актриса Московского театра оперетты Мария Михайловна Волкова.

 

Библиография

Сочинения

• Весенние проталинки, М., изд. Балдина, 1911
• Carmina, М.,1913
• Романтическая пудра, СПб., 1913
• Экстравагантные флаконы. М., Мезонин поэзии, 1913
• Футуризм без маски. М., 1913
• Зелёная улица. Статья, 1915
• Автомобильная поступь, М., Плеяды, 1916
• Быстрь. М., Плеяды, 1916
• Зеленая улица. М., Плеяды, 1916
• Вечный жид. Пьеса, М., изд. Чихи-Пихи. 1919
• Крематорий. М., Чихи-Пихи, 1919
• Лошадь как лошадь, М., Плеяды, 1920
• 2×2 = 5. Листы имажиниста. М., Имажинисты, 1920
• Кооперативы веселья, М., Имажинисты, 1921
• Одна сплошная нелепость. М., Имажинисты, 1922
• Шершеневич жмет руку кому. М., Имажинисты, 1924
• И так итог. М., изд. автора, 1926
• Игорь Ильинский. М., Кинопечать, 1926, 1927
• Н. М. Бравин. М.-Л., Кинопечать, 1927
• Ярон. М.-Л. Кинопечать, 1927
• Смешно о кино. М., Теа-кино-печать, 1928
• А. Кторов. М., Теа-кино-печать, 1929
• Гверилья. М., 1938

Издания

• Шершеневич В. Лошадь как лошадь. — «Плеяда», 1920.
• Шершеневич В. Ангел катастроф: Избранное. — М.: Независимая служба мира, 1994. — 163 с.;
• Шершеневич В. Листы имажиниста: Стихотворения. Поэмы. Теоретические работы. — Ярославль: Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1996. −528 с.;
• Шершеневич В. Стихотворения и поэмы. — СПб.: Академический проект, — 2000. — 368 с.

Критика и публицистика:

• (О творчестве Маяковского) [1918
• Панихида по Гумилеву [1918]
• Открытое письмо М. М. Россиянскому [1914]
• Из статьи “Искусство и государство” [1919]
• “Вы – поэты, живописцы, режиссеры, музыканты, прозаики…” [1919]
• 2 x 2 = 5 [1920]
• Кому я жму руку [1920]
• Восемь пунктов [1924]
• Существуют ли имажинисты? [1928]

Переводы:

• Переводы [1942]
• Шарль Вильдрак, Жорж Дюамель. Теория свободного стиха [1920]
• Кро Ш. Стихотворения [1873]
• Шекспир В. Цимбелин [1609]

Драматургия:

• Быстрь [1914]
• Вечный жид [1916]

Мемуары:

• Хлебников [1942]
• В. Я. Брюсов глазами современника [1942]

О творчестве автора:

• М. Россиянский. Перчатка кубо-футуристам [1913]
• Рюрик Ивнев. Выстрел четвертый – в Шершеневича [1921]

Об авторе:

• Шершеневич В. Г. личный фонд в государственных хранилищах Ссср [2000]
• Шершеневич В. Г.: биобиблиографическая справка [1990]

 

Избранное

б6 б5 б9

б4 б2 б11

б8 б21 б23
б10
б20

б14 б15

б19 б18

б17 б16

б24 б12

б13 б22


Количество слов: 1168

К списку поэтов