Выберите страну:

Тихонов Николай Семёнович – биография || Тихонов Николай - Стихи


Тихонов Николай Семёнович – биография || Тихонов Николай - Стихи

Тихонов Николай Семёнович – биография

1

Никола́й Семёнович Ти́хонов (1896—1979)— русский советский поэт. Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Международной Ленинской «За укрепление мира между народами» (1957), Ленинской (1970) и трёх Сталинских премий первой степени (1942, 1949, 1952).

 

Биография

Н. С. Тихонов родился 22 ноября (4 декабря) 1896 года в Санкт-Петербурге в семье ремесленника-цирюльника (парикмахера) и портнихи. Учился сперва в начальной городской школе, затем — в Торговой школе, где в числе прочего преподавали коммерческие науки, товароведение, стенографию. В 1911 году бросил учёбу (по словам поэта, окончил школу), чтобы помогать своей малоимущей семье. Поступил писцом в Главное морское хозяйственное управление.

В 1915 году был призван в армию, где служил в гусарском полку. В 1918 году вступил в РККА, в 1922 году был демобилизован.

б10Н. С. Тихонов рано начал писать стихи. Первая публикация относится к 1918 году. В молодости поэт был последователем Гумилева, испытал также мощное влияние творчества Киплинга. В 1920-х поэт вошел в литературное объединение «Серапионовы братья», опубликовал поэму «Сами».

Первые сборники стихов («Орда» и «Брага») вышли в 1922 году. Наибольший читательский интерес вызвали баллады из этих сборников: «Баллада о гвоздях», «Баллада о синем пакете», «Дезертир». На протяжении 1920-х годов Тихонов оставался одним из самых популярных советских поэтов. Именно Тихонову (а не Маяковскому, как иногда считают) принадлежат строки из «Баллады о гвоздях», ставшие крылатыми: «Гвозди бы делать из этих людей: Крепче бы не было в мире гвоздей».

6С конца 1920-х годов поэт много ездил по стране, в частности на Кавказ. Внимательно изучал жизнь и историю народов Кавказа. Занимался переводами грузинских, армянских, дагестанских поэтов. В 1935 году впервые поехал в Западную Европу с советской делегацией на Конгресс в защиту мира в Париже. Неоднократно выступает с политическими заявлениями, поддерживающими линию советского руководства.

2Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов. Возглавлял группу писателей и художников при газете «На страже Родины». Во время Великой Отечественной войны работал в Политуправлении Ленинградского фронта. Писал очерки и рассказы, статьи и листовки, стихи и обращения. Стихи этого периода вошли в книгу «Огненный год» (1942 год), самое известное произведение военных лет — поэма «Киров с нами». В 1944—1946 председатель Правления СП СССР.

В 1946, когда после опубликования постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» А.Ахматова и М.Зощенко были исключены из СП, Тихонов был снят с поста председателя правления. Но московская квартира Тихонов оставалась гостеприимной и сердечной. «Я твердо уверена,— писала Е.Книпович,— в том, что, если бы поставить палатку в самом глухом углу самой большой и безлюдной пустыни и поселить там Тихоновых — Николая Семёновича и Марию ,34Константиновну, в первый же вечер “на огонек” сошлись бы люди. Откуда? Не знаю» (Воспоминания о Н.Тихонове. С.382). Знающие отзывчивость Тихонов друзья рекомендовали писателя на пост председателя Советского комитета защиты мира, и он был избран на этот пост в 1950. Эта работа была чрезвычайно созвучна творческим устремлениям писателя-интернационалиста. В 1944 Тихонов посетил Болгарию, в 1947 — Югославию, его «Болгарские записи» и «Стихи о Югославии» приветствовали освобождение дружественных славянских народов: «Что я скажу? Что я отвечу / Тебе, Далмация, одной? / Подходит жизни теплый вечер. /Ив этот вечер — ты со мной!» Интернациональная тема находит дальнейшее развитие в книгах стихов «Грузинская весна» (1948), «Два потока» (1951), здесь автор знакомит нас с жизнью и людьми Афганистана и Пакистана.

4В послевоенный период Тихонов пишет меньше, что было связано со значительными общественными нагрузками. В мае 1947 года в рамках борьбы с космополитизмом Николай Тихонов обрушился с критикой на изданную еще в 1941 году книгу И. М. Нусинова «Пушкин и мировая литература», обвинив автора в том, что Пушкин у него «выглядит всего лишь придатком западной литературы», в преклонении перед Западом, в забвении того, что только русская литература «имеет право на то, чтобы учить других новой общечеловеческой морали», назвав автора «беспаспортным бродягой в человечестве».

С 1949 года Тихонов был председателем Советского комитета защиты мира, в 1950 году стал членом Бюро ВСМ. Побывал в составе советских делегаций в ряде стран Европы и Азии. В 1944—1946 годах был председателем правления СП СССР, с 1946 года — заместитель генерального секретаря СП СССР. Депутат ВС СССР 2—9 созывов с 1946 года, ВС РСФСР и Моссовета. Заместитель председателя Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства.

доска2

 

Мемориальная табличка на стене дома, по адресу улица Серафимовича, дом 2, где проживал Н. С. Тихонов с 1944 года по 1979.

 

В 1966 году первым среди советских писателей был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В 1951 опубликован также цикл стихов «На Втором Всемирном конгрессе мира»; реальные факты интерпретируются автором в образах символического звучания: девочка, поставленная на стол президиума конгресса среди цветов, воспринимается поэтом как образ будущего планеты, которое просит защитить его. Тема борьбы за мир получает развитие в поэме «Мыс Донд-ра» (1959), «Стихах о Китае» (1959) и др.

б29В 1957 Тихонов публикует поэму «Серго в горах», посвященную революционной борьбе на Северном Кавказе. Книга воспоминаний-новелл «Двойная радуга» (1964) и книга прозы «Шесть колонн» (1970) развертывают картины жизни народов Грузии и Армении, Туркмении и Узбекистана, Индии и Индонезии, Сирии и Бирмы. Стихи 1960-х составили книгу «Времена и дороги» (1970), вобравшую в себя раздумья поэта о современности. Москва, Ленинград, Варшава, Грузия, Армения, Болгария, Индия, Шри-Ланка, Ташкент, Неман — нескончаемо обилие перекликающихся в книге стран, республик, городов, гор, рек, поистине весь мир открыт взору поэта.

В 1974 выходит книга Тихонов «Писатель и эпоха. Выступления, литературные записи, очерки» б7 — отчет за много лет. «Азербайджанская тетрадь» (1977) в образном плане воплотила давнюю привязанность автора к этой республике. Однотомники избранных произведений Тихонова выходят в 1978 в Тбилиси, в 1979 — в Москве. В последние годы 80-летний поэт создает цикл проникновенной лирики — «Песни каждого дня».

3К 1976 162 книги Тихонов издавались почти 400 раз на 50 языках. Тихонов был удостоен многих наград и премий, в т.ч. индийской премии Дж.Неру.
Подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.

Н. С. Тихонов и Л. И. Брежнев — единственные, кто был награжден и Ленинской премией, и Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами».

могилаПоэт скончался 8 февраля 1979 года в Москве. Незадолго до смерти, выступая по советскому радио, вспоминал о своём учителе Н. С. Гумилёве (чьё имя было тогда под запретом) и цитировал его стихи.
Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

Известны живописные и графические портреты Н. Тихонова, исполненные в разные годы советскими художниками, в том числе Т. К. Афониной (1980).

 

Обзор творчества

б22Как известно, писать поэт начал в 1914 году, но его произведения увидели свет только после окончания гражданской войны. Самые ранние из лирических произведений Тихонова вышли уже в 20-30-е годы. Это издание «Стихотворения и поэмы в одном томе», датированное 1935 годом, и первые два стихотворных сборника «Брага» и «Орда», над которыми автор трудился в 1921–1922 годы. Поэзия этого периода отражает сильную связь Тихонова-поэта с поэтикой акмеистов, эстетическими принципами голой конкретности. Он перенимает из акмеистской поэзии «представимость образа» и смысловую точность слова, а также пристрастие к предметной живописной детали.

Акмеисты воспринимали явления жизни как самоценные поэтические факты. Тем не менее во многом Тихонов пошел дальше акмеистов, повинуясь стремлению отражать в своей лирике жизненные реалии. Первые книги Тихонова изобилуют революционным содержанием. Поэту близка революция, которую он воспринимает как стремительное и необходимое высвобождение человеческой силы и творческой энергии.

б1Лирический герой в его ранних творениях изображен в некоторых абстрактно-условных тонах, он неотъемлемо носит печать романтической непокорности, отверженности («блаженные бродяги перекрестков»). Герой поэзии вступает в непримиримую борьбу с общественным укладом, консервативной жизнью и народным преклонением.

В своих многочисленных балладах, сжатых и резких по форме, поэт рисует романтику революционных войн, героизм красноармейцев, поражается и восхищается их незаурядностью, простотой, непоколебимостью, упорством и выдержкой. Смерть на войне, беспрекословное выполнение военного долга поэт оценивает как высшие достоинства революционера, человека с большой буквы, сына Отечества. Героям баллад Тихонова чужды разлад и раздвоенность. Они стойки и уверены в своих целях. Герои не признают слабости, не ведают страха перед опасностью, и нет конца их героизму. Тихонов пишет: «Мертвые, прежде чем упасть, делают шаг вперед». Баллады молодого поэта, которые воспевают революционную волю и силу революционеров, часто изобилуют абстрактно-романтическим пафосом и, к сожалению, лишены конкретных исторических черт века.

5Для того чтобы раскрыть эту конкретику, чтобы явить интернациональное значение Октябрьской социалистической революции, которая у поэтов того времени считалась «Священной» и «Великой», Тихонов трудится над революционной поэмой «Сами», которую он опубликовал в 1920 году. Через восприятие одинокого индусского мальчика дается образ вождя революции — друга угнетенных людей всего мира и советской страны.

В дальнейшем Тихонов начинает свои поиски нового героя, персонажа будней, который бы уже не воевал, а занимался созидательной деятельностью. Сочинение «Отзвеневшая шпора» свидетельствует о конце эпохи гражданской войны, уже далеко позади «прошлого звоны». Поэт озабочен поисками неподдельно нового лирического героя. Одна б2из попыток решить проблему поиска была предпринята Тихоновым тогда, когда в его творчестве появился «человек толпы». Этот сапожник, «перемазанный ваксой Марат», по мнению поэта, и есть герой будущего. Лудильщик из лироэпического произведения «Лицом к лицу», которое выходит в 1924 году, тоже. Постепенно рыцарь, революционер и романтическая личность из баллад и вообще творчества Тихонова уходит навсегда. Так, в сочинениях «Лицом к лицу», «Выра» и некоторых других изображено переплетение бытового и героического. Романтического героя сменяет реалистический образ, который имеет свою биографию, владеет определенной профессией, наделен бытовыми чертами. «Отзвеневшая шпора», была опубликована в 1925 году, продемонстрировав усиление в тихоновском творчестве реалистических тенденций.

б24Громкая слава пришла к Тихонову после издания литературных трудов «Орда», а также «Стихи 1920–1921», произведения «Брага». В 1922 году Тихонов выпустил вторую книгу стихов. Помогал в работе над сборником и решал вопросы его издания «островитянин» С. Колбасьев. Книга была напечатана на собственные средства Тихонова. Картины войны, пронизанные стойким пафосом, в стихотворениях переплетаются с изображением строительства нового мира и новой страны. Стих Тихонова точный, немного суховатый и энергичный.

Тихонов стал одним из лидеров тогдашней современной поэзии. Характерному его стилю подражали юные начинающие поэты, интонациями поэзии Тихонова окрашены многие поэтические творения других литераторов той поры. К ленинской теме Николай Семенович обратился очень рано: это заметно в поэме «Сами» (1920) и произведении «Лицом к лицу» (1924). Тему автор раскрывает совсем не прямолинейно, а несколько имплицитно. В «Сами» Ленин увиден глазами индийского мальчика, который даже не знает, как правильно произносить имя знаменитого революционера. Благодаря этому образ вождя приобретает некоторые мифологические очертания, черты защитника страждущих не только в советской России, но и на всем земном шаре.

б9Чрезвычайно интересна и проза Тихонова. В повести «Вамбери», которая увидела свет в 1925 году, открывается пространное описание страниц жизни известного странника и востоковеда. В прозаическом произведении «От моря до моря», датированном 1926 годом, Тихонов демонстрирует собственные привязанности и творческие предпочтения. Особая страница б31творчества поэта и писателя — это полные удивительных подробностей животные рассказы о животных, которые он писал всю свою жизнь. Некоторые из них объединились с другими прозаическими произведениями автора в сборнике «Военные кони», который появился в 1927 году.

Больше всего в творчестве Николая Тихонова привлекала действительность, преображающийся мир, именно этим темам посвящены поэтические сочинения в сборнике «Поиски героя». В период с 1923 по 1926 (1927) год Тихонов пишет множество работ, в том числе прозаические произведения, которые потом вошли в книгу прозы «Рискованный человек» (1927). Те изменения, которые происходили в Средней Азии, нашли отражение в стихотворном цикле «Юрга», над которым поэт плодотворно трудился, выпустив книгу в свет в 1930 году. Тихонов пишет о Туркмении в книге очерков «Кочевники», датируемой 1930 годом.

б34Тихонов превосходно знал, о чем повествовал. Он был неутомимым странником, завзятым альпинистом, очень любил путешествовать по всем уголкам Советского Союза. В последние десятилетия жизни Тихонов даже бывал за границей. Особенно трепетно поэт относился к грузинским литераторам. Про людей и живописную природу Тихонов впоследствии много писал, объединив свои впечатления в стихотворной форме в сборнике «Стихи о Кахетии». Книга вышла в 1935 году.

На Кавказе Тихонов увлекся переводами, занимался грузинской поэзией, также в его творчестве насчитываются десятки переводов стихотворений с языков республик. Зарубежные авторы тоже были интересны переводчику-Тихонову. В 1935 поэт принимал участие в парижском Конгрессе, на котором ставились вопросы защиты прогресса и мира. б35Увиденное и услышанное в поездке по Европе Тихонов постарался красочно и ярко выразить в своих произведениях. Стихотворения потом заполнили сборник «Тень друга», который был опубликован в 1936 году.

По своей натуре Тихонов был человеком не только начитанным и просвещенным, но еще и великодушным: никогда не боялся выступать в защиту репрессированных поэтов, в свое время ходатайствовал за Заболоцкого, фигурировал в разбирательствах по делу реакционной группы писателей Ленинграда. Ареста поэту удалось избежать благодаря советско-финской войне. В это время Тихонов руководил группой литераторов, занимающихся изданием газеты «На страже Родины».

б19Во время Великой Отечественной войны Тихонов на себе испытал тяготы ленинградской блокады. Здесь он сотрудничал в газетах как журналист, часто выступал по радио, попутно возглавляя группу писателей при Политуправлении фронта Ленинграда. Писательскую деятельность Николай Семенович не оставлял ни на один день. Из-под его пера вышла замечательная поэма «Киров с нами» в 1941 году, сборник стихов «Огненный год», знаменитые «Ленинградские рассказы», а также очерки «Ленинград принимает бой» в 1942 году. Произведения хорошо воспринялись читателями, получили высокую оценку критики.

б33Выдающимся произведением советской литературы явилась поэма Тихонова «Киров с нами» (1941) с ее чеканным рефреном: «В железных ночах Ленинграда / По городу Киров идет». Романтический образ Кирова, проходящего по ночному Ленинграду, не казался читателям условным, ибо сама действительность была в ту пору героической. Тихонов создал первое крупное произведение советской поэзии военного времени в драматических условиях блокады Ленинграда. «Сила этой поэмы, прекрасной самой по себе,— свидетельствовал А.Фадеев,— удваивалась оттого, что она была написана Николаем Тихоновым той жестокой зимой, в промерзшей квартире, при свете коптилки…» (Литература и искусство. 1942. 5 дек. С.3). «Вдохновение этой прекрасной поэмы сурово и возвышенно,— писал А.Толстой.— Полчища варваров должны отпрянуть, как ночные тени, при звуке железных шагов Кирова по ленинградским гранитам…» (Правда. 1942. 21 апр. С.3). «Правда» напечатала поэму «Киров с нами» 1 дек. 1941, б5накануне нашего наступления под Москвой, как призыв ко всем бойцам учиться мужеству и стойкости у ленинградцев. Тихонов только в газете «На страже Родины» подготовил более 110 материалов, лишь за первый год блокады написал помимо поэтических произведений 6 брошюр, свыше 100 очерков, рассказов, статей. Популярными стали блокадные очерки Тихонова «Ленинградский год» и «Ленинградские рассказы». Свойственный автору исторический оптимизм помог запечатлеть целый ряд героических характеров и поступков, романтичность тихоновской прозы имела свой облик, свой почерк, статьи Тихонова были чрезвычайно популярны и на фронте, и в тылу. Номер «Известий» со статьей Тихонова «Будущее» попал в оккупированную Белоруссию — партизаны выпустили статью отдельной брошюрой. Красноармеец-осетин Коцоев, посылая домой письмо с Ленинградского фронта, вложил в конверт статью Тихонова «Слава Кавказа» в своем переводе на родной язык. Сотрудники газеты «Боевые резервы» обращались к Тихонову с просьбой написать напутственное письмо воинам, уходящим на фронт. А поэт с передовой возвращался на передовую — его квартиру называли дотом на линии фронта.

В конце войны, в 1944 году, Тихонова назначили председателем правления Союза писателей. Николай Семенович отныне жил в Москве. В 1946 году вышло постановление ЦК об изданиях «Ленинград» и «Звезда» и с должности поэта сняли. В постановлении в резкой форме критиковалась деятельность Тихонова.

б36Николай Семенович оставил после себя значительный литературный фонд. Книги его регулярно издавались и не менее часто переиздавались, среди них был сборник стихотворных сочинений «Грузинская весна», датируемый 1948 годом, книга стихов «Два потока», изданная в 1951 году, сборник новелл «Двойная радуга», выпущенный в 1964 году, сборник прозаических произведений «Шесть колонн», увидевший свет в 1968 году. Тихонов на протяжении своего жизненного пути занимал высокие должности и многие руководящие посты. Он был секретарем Союза писателей СССР с 1944 года, депутатом Верховного совета 1946 года, председателем Советского комитета защиты мира в период с 1949 по 1979 год, членом Всемирного Совета Мира.

8Активная общественная деятельность поэта и писателя была по достоинству отмечена. Тихонов награжден различными премиями, в числе которых почетная индийская премия Неру. Не забывал Тихонов и о своем литературном призвании: усердно разрабатывал форму стиха, трудился над овладением «сложным словом». Строгий лаконизм его ранних поэтических шедевров уже не находил отклика в творчестве позднего Тихонова. Однако поиски совершенного художественного слова, идеальной формы он не оставлял и в эти годы, следуя по линии усложненности поэтики.

б27Стилевые особенности творчества Тихонова заключаются в переключении и слиянии различных смысловых и исторических планов, в поиске образов, которые связаны между собой смысловой ассоциацией, в употреблении множества перифраз и сложной гиперболизации, нахождении абстрагированных метафор и сравнений, в некоторой недосказанности и тонкой недоговоренности образа. Лироэпические произведения Тихонова «Шахматы», «Хам», «Красные на Араксе», «Дорога», как и многие стихотворения, через свою усложненную систему образов строятся на размытой смысловой связи и, к сожалению, не дают единства поэтического эффекта.

У Николая Тихонова отмечают разлад между естественностью, простотой, обыденностью героя и искусственностью формы его поэтического изображения. Разлад виден в стремлении заглянуть в глаза «трущобам, требующим слова» и увязать все с условным языком стиха. Исследователи называют эти стилистические особенности тихоновской поэзии результатом экспериментов поэта, поиска новых форм.

б38Проза Николая Семеновича является вполне объяснимым продолжением поэзии, причем сюжетной и рационалистической по своей сути. Именно в прозе Тихонов развивает намеченную в стихах проблематику: мужество и способность рядового человека к подвигу (в произведениях «Клинки и тачанки», «Начатые сыры»), обличение честолюбия мещанина, собственника, кризис в иллюзорных воззрениях простодушного мечтателя-мещанина (в произведениях «Река и шляпа», «Анофелес»), разделение высокого книжного героизма и каждодневной героики (в сочинении «Вечный транзит).

б39В своей прозе писатель продолжает борьбу с ненатуральным литературно-традиционным восточным миром (в «Рискованном человеке», «Кочевнике»). Серьезное прозаическое произведение в прозе Тихонова — «Война», вышедшая в 1931 году. Произведение показывает несколько драматичных моментов газовой и огнеметной войны. Цель произведения — разоблачить подготовку будущей военной кампании против советской страны. «Война» имеет ярко выраженный абстрактно-аллегорический характер.

б40Влияние лирики Тихонова на русскую литературу бесспорно. Просвещенный деятель, поэт, переводчик и писатель, он всю жизнь собирал редкие издания для своей уникальной библиотеки. При пожаре все книги были беспощадно сожжены. Незадолго до смерти Тихонов пишет стихотворения, которые потом объединились в цикл «Песни каждого дня», который отличается простой и естественной интонацией.

 

Творческое наследие

• Избранные произведения: В 2-х тт. — М.—Л.: ГИХЛ, 1955.
• Собрание сочинений в 7 томах. — М.: ХЛ, 1974—1975.
• Собрание сочинений в 7 томах. — М.: ИХЛ, 1985—1986.
• Перекрёсток утопий. — Москва: Новый Ключ, 2002.

Поэтические сборники

• Орда. П., «Островитяне», 1922 г., 62 с.
• Брага, М., «Круг», (1922)
• «Двенадцать баллад» Л., ГИЗ (1925)
• Красные на Араксе. Л. ГИЗ, 1927
• Поиски героя. Л., Прибой, 1927
• «Тень друга» (1935)
• «Огненный год» (1942)
• «Грузинская весна» (1949)
• «Два потока» (1951)
• «На втором Всемирном конгрессе мира» (1951)

Поэмы

• Сами (1921)
• Лицом к лицу (1924)
• Дорога (1925)
• Красные на Араксе (1925)
• Выра(1927)
• Нашествие леса
• Сегодня рождение
• Шахматы
• Киров с нами (1941)
• Ночь в Смольном (1949)
• Слово о 28 гвардейцах (1942, март)
• Надписи на стенах Рейхстага

Прозаические произведения

• «Кочевники» (1931)
• «Война» (1931)
• «Клинки и тачанки» (1932)
• «Клятва в тумане» Л., изд. писателей, 1933.
• «Ленинградские рассказы» (1942)
• «Белое чудо» (1956)
• «Шесть колонн» (1968)

Статьи и воспоминания

• «Двойная радуга. Рассказы-воспоминания» (1964)
• «Писатель и эпоха» (1972).

 

Награды и премии

• Сталинская премия первой степени (1942) — за поэму «Киров с нами» (1941) и стихотворения «В лесах, на полянах мшистых…», «Растёт, шумит тот вихрь народной славы…» и др.
• Сталинская премия первой степени (1949) — за сборник стихов «Грузинская весна» (1949)
• Сталинская премия первой степени (1952) — за сборники стихов «Два потока» (1951), «На Втором Всемирном конгрессе сторонников мира» (1951)
• Ленинская премия (1970) — за книгу «Шесть колонн» (1968)
• Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1957)
• Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1964) — за популяризацию творчества Т. Г. Шевченко и переводы на русский язык украинской поэзии
• Государственная премия СОАССР имени К. Л. Хетагурова (1965)[3] — за заслуги в развитии осетинской литературы (стихи, рассказы, очерки об Осетии, статьи о творчестве К. Хетагурова и осетинской поэзии, а также за переводы произведений К. Хетагурова и других осетинских поэтов и прозаиков на русский язык)
• Герой Социалистического Труда (2.12.1966)
• три ордена Ленина (февраль 1939, 2.12.1966, ??.??.????.)
• орден Октябрьской Революции
• орден Красного Знамени (апрель 1940) — за участие в войне с белофиннами
• орден Трудового Красного Знамени (4.12.1946)
• орден Отечественной войны I степени (26.5.1943, был представлен к ордену Отечественной войны II степени)
• медаль «За оборону Ленинграда» (3.6.1943) и другие медали

 

Память

В 1980 году улица Набережная в Махачкале была переименована в улицу Николая Тихонова.

 

Избранное

б2 б3 б6

б8 б9 б11

б12 б13 б15

б16 б21 б19

б27 б28 б29

б30 б31

б32 б33
б26
б25
б23
б24
б20
б22
б17
б18

б5 б7

б4 б1


Количество слов: 3294

К списку поэтов