Выберите страну:

Случевский Константин Константинович – биография || Случевский Константин - Стихи


Случевский Константин Константинович – биография || Случевский Константин - Стихи

Случевский Константин Константинович – биография

4fafa2a65e3db9bfeddef27233c8419d15Родовой герб

Константи́н Константи́нович Случе́вский (26 июля [7 августа] 1837, Санкт-Петербург — 25 сентября [8 октября] 1904, там же) — русский поэт, писатель, драматург, переводчик; гофмейстер.

 

Биография

Константин Константинович Случевский родился 7 августа (26 июля по старому стилю) 1837 года, в Петербурге. Родом из дворян Черниговской губернии. Его отец — Константин Афанасьевич Случевский 2-й (1793—1856) был полковником, Санкт-Петербургским полицмейстер, затем тайным советником, вице-директором Департамента внешней торговли Министерства финансов. Своё воспитание Костя получил в Первом кадетском корпусе, из которого в 1855 году по окончании курса первым учеником, с записанием на мраморную доску, был выпущен прапорщиком в Семёновский полк.

4376049b8754_1Позже он перешёл в лейб-гвардии стрелковый Его Императорского Величества батальон, и прослужил в нём около двух лет. Затем поступил в Академию Генерального штаба, но в 1861 году оставил военную службу и отправился за границу.

Несколько лет учился в Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 году получил степень доктора философии.

Вернувшись в Россию служил в Министерстве внутренних дел (1867—1874)), государственных имуществ (1874—1891) и снова в Министерстве внутренних дел — чиновником особых поручений V класса; он был приближен ко двору, имел чин камергера. В свите великого князя путешествовал по северу и северо-западу России и составлял живо написанные, богатые фактами очерки.

До начала 1870-х годов стихи Случевского в печати не появлялись, хотя написано им за это время немало. После большого перерыва поэт начинает печататься сначала под псевдонимом, а с 1874 года под своей фамилией..

С апреля 1891 года по 1902 год состоял на должности главного редактора газеты «Правительственный вестник».
Состоял членом совета Главного управления по делам печати и имел придворное звание гофмейстера двора (придворный чин и должность 3-го класса) .

02В 1880-1890 годах вышли четыре книги его стихотворений и пять книг прозы, три тома географо-этнографических очерков “По северу России”, а также поэмы и драматические сцены в стихах на темы современной жизни. В 1902 году вышла последняя прижизненная книга стихов “Песни из “Уголка”. К этому времени Случевский оставляет службу и поселяется в “Уголке” – своей усадьбе под Нарвой, где разводит, по свидетельству очевидцев, поистине райский сад. Последние стихотворные циклы – “Загробные песни” и “В том мире” – попытка осмыслить и описать жизнь накануне и после смерти – печатались из номера в номер в журнале “Русский вестник”, начиная с 1902 года.

2

 

 

Умер Случевский 25 сентября (8 октября) 1904 года в своем “Уголке” в Усть-Нарве после тяжелой болезни. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Петербурге. Его могила находится на IV дорожке, в левой части кладбища. Здесь же похоронен и его сын Николай, умерший в младенчестве в 1881 году.

 

 

Награды

Был награждён многими орденами, — до ордена Св. Анны 1-й степени включительно, а также иностранными орденами.

Литературная деятельность

 

200px-Konstantin_Sluchevsky_in_1880s Случевский Константин Константинович в 80-е годы XIX века

Творчество К.К. Случевского противоречиво: острое неприятие действительности сочетается с убеждением в невозможности изменить её, напряжённая эмоциональность и психологическая глубина – с жёлчным резонерством, внимание к общественным проблемам – с мистическими настроениями. Он был одним из предшественников русского модернизма. К.К. Случевский не только своеобразный поэт, но и не менее интересный прозаик, к сожалению, известный еще менее чем поэт.

Диапазон поэтического творчества Случевского очень широк: философская поэзия, пейзажные стихи, любовная лирика, стихотворные повести, исторические баллады, драматические поэмы, поэтические циклы последних лет жизни. Случевский не датировал стихов, не отделял юношеской лирики от стихов, написанных в зрелые годы. Но только в последние годы жизни к Случевскому как поэту пришла известность, пришло признание.

11Литературную деятельность начал в «Общезанимательном вестнике» 1857 г., где опубликовал свои стихи и переводы из В. Гюго, О. Барбье и Дж. Г. Байрона. Затем помещал стихи в «Иллюстрации», в 1860 г. поместил ряд стихотворений в «Современнике» и «Отечественных записках». Они сразу обратили на себя внимание. Мнения критики в оценке произведений молодого поэта разделились. Таких выдающихся эстетических ценителей, как И. С. Тургенев и Аполлон Григорьев, они привели в восторг.

Эти восторги вполне понятны, потому что к числу первых стихотворений Случевского принадлежат «Статуя», «Весталка», «Мемфисский жрец» и другие лучшие произведения поэта. Звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность настроения давали основание надеяться, что из дебютанта выработается серьёзная поэтическая сила. Аполлон Григорьев со свойственным ему отсутствием меры превозносил талант Случевского в таких преувеличенных выражениях, что вызвал столь же неумеренные нападки влиятельной тогда «Искры», которая начала выуживать у Случевского неудачные выражения и сделала его мишенью злых и остроумных насмешек.

Гонение «Искры» болезненно подействовало на поэта: он исчезает со страниц журналов и только в 1866 г. выпускает три полемические брошюры против теорий Чернышевского и Писарева под общим заглавием «Явления русской жизни под критикою эстетики» (Санкт-Петербург, 1866—1867).

На стихотворное поприще Случевский вернулся только в 1878 г., выпустив особым приложением к новогоднему номеру «Нового времени» поэму «В снегах». Успех поэмы, в которой есть красивые места (встреча 12 витязей-месяцев у костра), поднял настроение автора, и он деятельно начинает печатать в разных журналах лирические стихотворения, поэмы, мистерии, баллады и др., которые были собраны в 4 книжках (Санкт-Петербург, 1881—1890), а затем вошли в состав «Сочинений К. К. Случевского», изданных А. Ф. Марксом в 6 томах (Санкт-Петербург, 1898).

12Случевский написал также роман «От поцелуя к поцелую» (1872), ряд повестей и рассказов, собранных в книжках «Виртуозы» (Санкт-Петербург, 1882), «Застрельщики» (Санкт-Петербург, 1883), «33 рассказа» (Санкт-Петербург, 1887), «Профессор бессмертия» (Санкт-Петербург, 1892), «Исторические картинки» (Санкт-Петербург, 1894) и в 5 и 6 томах «Собрания сочинений». Наиболее известен роман «Профессор бессмертия» — смесь беллетристики, не особенно яркой, и чисто отвлечённых рассуждений на религиозно-философские темы.

Совершив несколько поездок по России в свите вел. кн. Владимира Александровича, Случевский описал их в сочинении «По северу России. Путешествие Их Имп. высоч. вел. кн. Владимира Александровича и вел. кн. Марии Павловны» (Санкт-Петербург, 1888) и «По северо-западу России» (Санкт-Петербург, 1897).

13Для сцены Случевский написал «Город упраздняется» (совместно с В. А. Крыловым) и «Поверженный Пушкин» (1899). Кроме того, он напечатал «Книжки моих старших детей» (Москва, 1890—1892), брошюры «Историческое значение св. Сергия» (Москва, 1891), «Государственное значение св. Сергия и Троицко-Сергиевской лавры» (Москва, 1889 и Санкт-Петербург, 1892) и другие.

Стихи Случевский писал до самой смерти. Его, как и многих, не избежало влияние возникшего символизма. К примеру, очень известное, входящее в антологии русской любовной лирики стихотворение «Упала молния в ручей…» (1901) носит символический характер; лишь по последней строке можно понять его истинный смысл.

Оценки творчества

01Поэзия Случевского в конце XIX века вызывала такое же разделение мнений, как и в начале его творческой деятельности. Группирующийся около Случевского кружок поэтов «Пятницы» (редакция юмористического листка «Словцо» и альманаха «Денница») ставила его очень высоко, называла «королём» современной русской поэзии (Платон Краснов), посвящала ему особые книги (Аполлон Коринфский, «Поэзия К. К. Случевского», Санкт-Петербург, 1900) и т. д. Значительная часть журналистики и критики относилась к Случевскому холодно, а подчас и насмешливо. При присуждении в 1899 г. Пушкинских премий Н. А. Котляревский, которому II отделение Академии наук поручило разбор стихотворений Случевского, высказался за назначение маститому поэту награды 1-го разряда — полной премии, но большинство голосов постановило ограничиться почётным отзывом.
Никогда, нигде один я не хожу,
Двое нас живут между людей:
Первый — это я, каким я стал на вид,
А другой — то я мечты моей…

Неодинаковому отношению критики к Случевскому вполне соответствует неровность поэтических достоинств его стихотворений. Ни у одного из русских поэтов с именем нет такого количества слабых стихотворений. Недостатки доходят подчас до курьезов (хор в мистерии «Элоа», начинающийся словами: «Была коза и в девушках осталась»; введение в русскую речь французского апострофа — «Ходят уши настр’жа»). Самый стих Случевского, в начале его деятельности звучный и красивый, с годами стал тяжёл и неуклюж, в особенности в стихах полуюмористического и обличительного характера (например, «Из дневника одностороннего человека»). В стихотворениях и поэмах мистического характера («Элоа» и др.) символизм и отвлечённость переходят иногда в непонятность.

12Но вместе с тем у Случевского есть несомненные и незаурядные достоинства. Первое место в ряду их занимает полная самостоятельность. У Случевского почти нет перепевов; всё, что он писал, носило отпечаток собственной его душевной жизни. Стихотворением, поставленным во главе собрания его сочинений, он сам называет себя поэтом «неуловимого», которое «порою уловимо». В этом отношении он в наиболее удачных из своих «дум» напоминает Тютчева. Он ищет в «земном творении» «облики незримые, глазу незаметные, чудеса творящие»; он убеждён, что «не все в природе цифры и паи, мир чувств не раб законов тяготенья, и у мечты законы есть свои». Это даёт ему в лучшие моменты творчества истинную внутреннюю свободу и поднимает на большую высоту его лирическое настроение. В ряду лирических стихотворений Случевского выдаются последние по времени произведения его музы — «Песни из уголка», интересные по свежести чувства и бодрости духа, черпающего свою бодрость именно в том, что «жизнь прошла», что поэт «ни к чему теперь не годен», что «мгла» «своим могуществом жестоким» его не в силах сокрушить, что «светом внутренним, глубоким» он может «сам себе светить».

Библиография

Стихотворения:

• Стихотворения [1904]
• Стихотворения [1904]
• В степи зимою [1874]
• Элоа [1883]
• Ларчик [1883]
• В снегах [1883]

Проза:

• Мой дядя [1898]
• Черная буря [1892]
• По Северу России [1888]
• Поездки по Северу России в 1885-1886 годах [1897]
• Балтийская сторона [1888]
• Безымень [1904]
• Моленье ветру [1904]

Переводы:

• Байрон Д.Г. Еврейские мелодии [1864]
Когда наш теплый труп
• Байрон Д.Г. Стихотворения [1883]
Cтансы.
• Гагедорн Ф. Чувство весны [1752]
• Готшед И.К. Языческий мир [1759]
• Опиц М. Песня [1877]
• Шекспир В. Зимняя сказка [1610]
• Шекспир В. Сонеты [1609]

Мемуары и переписка:

• Письма к М. А. Лохвицкой [1900]
• Одна из встреч с Тургеневым [1904]

Об авторе:

• Случевский К. К.: биографическая справка [2000]
• Случевский К. К.: биобиблиографическая справка [1990]
• В. А. Приходько. “А Ярославна все-таки тоскует…” [1981]
• Барятинский В.В. “Пятницы Полонского” и “Пятницы Случевского” [1941]
• Венгеров С.А. Случевский К. К. [1911]

 

Избранное

01 04 05

06 07 08

12 12 09

1011
10
02

 


Количество слов: 1579

К списку поэтов