Выберите страну:

Курочкин Василий Степанович – биография || Курочкин Василий - Стихи


Курочкин Василий Степанович – биография || Курочкин Василий - Стихи

Курочкин Василий Степанович – биография

Курочкин,_Василий_Степанович

Васи́лий Степа́нович Ку́рочкин (28 июля [9 августа] 1831, Санкт-Петербург — 15 [27] августа 1875, там же) — русский поэт-сатирик, журналист, известный переводчик Беранже.

 

Биография

Родился в семье отпущенного на волю крепостного, поступившего на государственную службу и получившего потомственное дворянство. Ребенком лишился отца и воспитывался в семье отчима, полковника Е. Т. Готовцова. Брат драматурга Владимира Курочкина (1829—1885) и публициста Николая Курочкина (1830—1884).

Учился в 1-м кадетском корпусе и дворянском полку. В 1841 г. поступил в 1-й кадетский корпус и еще кадетом обратил на себя внимание одного из лучших тогдашних преподавателей — И. Введенского, который и поместил без ведома автора в «Журнале для воспитанников военно-учебных заведений» одно из юношеских стихотворений Курочкина, написанное на классную тему в 1846 г. По окончании курса в корпусе Курочкин поступил в Дворянский полк и был выпущен в 1849 г. прапорщиком в гренадерский принца Евгения Вюртембергского полк.

В сентябре того же года, Курочкин, возвращаясь с полком с высочайшего смотра, по дороге оставил строй и уехал. Это было замечено императором Николаем, Курочкин был отдан под суд и, по приговору его, после трехмесячного сидения на гауптвахте, заключен на месяц в Петропавловскую крепость.

220px-Kurochkin_Vassily_St._1865 В апреле 1853 г. Курочкин вышел в отставку и поступил в департамент ревизии и отчетов по министерству путей сообщения; в 1855 г. оставил службу и занялся исключительно литературой.

С начала 1860-х годов Курочкин сближается с революционными кругами. Осенью 1861 г. он вступил в члены тайного общества “Земля и воля”, а в 1862 г. стал одним из пяти членов ее центрального комитета. С 1862 г. попадает под надзор полиции, неоднократно подвергается обыскам. Был арестован по каракозовскому делу и провел в заключении в Петропавловской крепости более двух месяцев.

49c08d2056da8415591779e49e455afabc5f6c137575637Большое значение имеет созданный Курочкиным образ разночинца-труженика. В стихотворениях этого рода дан собирательный образ разночинца, который, несмотря на все превратности жизни, не утерял собственного достоинства и веры в свои силы, осознал несправедливость общественного строя и убежден в необходимости его из¬менения («Мудрость бедняка», 1859; «Завещание», 1865).

Поэт разделял ненависть своего героя к эксплуататорам и ко всему, что порождало неравенство, утверждал его право на труд, свободный от волчьих законов капитализма.

Воссоздает Василий Степанович Курочкин и облик революционных демократов. Он полон симпатии к Герце¬ну и другим революционным эмигрантам («Птицы», 1862), является убежденным защитником героев романа Чернышевского «Что делать?» (фельетон «Проницательные читатели», 1863), уверен в непреклонности и неодолимости революционных сил трудового народа («Н. В. Максимову», 1858).

fb99e6b8c38c43de8cec3aa7a9095851-resized-big

 

 

Творческий путь поэта завершается пьесой «Принц Лутоня» (1870-е гг., опубликован в 1880). Пьеса насыщена политической сатирой на государственный строй России. В ней исторически правильно пока¬заны последствия реформы 1861. Основная тема пьесы — положение обездоленного крестьянства. В пьесе, как и в ряде других произведений поэта, высказана мысль о неизбежности крестьянской революции и закономерном свержении самодержавия.

Надгробие_В._С._Курочкина

 

Курочкин скончался в 1875 году скоропостижно, в результате неосторожного употребления хлоралгидрата, прописанного ему врачом.

 

Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

 

 

Творческая деятельность

65-002Начиная с 1854 г. стихотворения Курочкина стали появляться в некоторых второстепенных петербургских журналах и газетах, сначала без подписи; через два-три года стихотворения его стали появляться в «Библиотеке для Чтения» Старчевского, «Сыне Отечества» и других, тоже не обращая на себя внимания; но сразу были замечены его переводы из Беранже, которые впоследствии принесли ему известность. Тогда же Курочкин вступил в число сотрудников «Современника» и начал участвовать во многих петербургских и московских журналах. Курочкин умел передать Беранже живым, увлекательным стихом, сохранившим юмор, теплоту и добродушие французского поэта; переводы из Беранже были лучшими стихотворениями Курочкина и дали ему имя.

Значение Курочкина важнее, как издателя «Искры», лучшего русского сатирического журнала в XIX в. «Искра» выходила под редакцией Курочкина и Н. С. Степанова, известного карикатуриста, с 1859 г. по 1873 г. «Искра» была лучшим и единственным действительно сатирическим, а не смехотворным русским журналом того времени; журнал этот зорко следил за пробудившейся общественной жизнью и нещадно преследовал и высмеивал пером и карандашом все, что могло тормозить тогдашнее общественное движение и что можно было считать общественным недугом; «Искра» была органом серьезной сатиры и сразу заняла выдающееся положение в нашей периодической печати.

zhurnal-iskra-5Курочкин сумел привлечь в сотрудники лучшие молодые силы того времени; в журнале принимали постоянное участие П. Вейнберг, В. Буренин, И. Горбунов, Н. Лейкин, Н. Успенский, А. Левитов, М. Воронов, Д. Минаев, А. Плещеев и другие. Но душой журнала был сам редактор; он готов был оставаться невидимым, никому не известным работником, утонуть в псевдониме и анониме и довольствоваться лишь сознанием полезной службы обществу. Успех «Искры» был по тому времени выдающийся, как материальный, так и нравственный — по тому влиянию, которое она имела тогда в русском обществе.

В конце шестидесятых годов Степанов организовал свой собственный сатирический журнал «Будильник» и вышел из редакции; с этого времени «Искра» постепенно стала утрачивать свою силу и жизненность и в 1873 г., на 35-м номере, прекратила свое существование. С этого времени Курочкин работал уже из-за куска хлеба. Он стал писать статьи о театре, переводить оперетки, в 1875 г. сделался воскресным фельетонистом «Биржевых Ведомостей». Но эта роль была не по нем и ни один из его фельетонов этого времени не может быть назван достойным его таланта.

1000501851Кроме Беранже, из которого Курочкин перевел особенно много, он переводил из Мольера («Мизантроп»), Вольтера («Макар и Телэма»), Альфреда де-Виньи, Альфреда да-Мюссе, Виктора Гюго, Барбье, Густава Надо, Бернса, Шиллера и других поэтов; кроме того, переводил Курочкин для сцены. Из сочинений и переводов Курочкина были изданы отдельно: «Песни Беранже», СПб. 1858 г.; в том же году вышло второе издание, затем — еще четыре. «Собрание стихотворений В. Курочкина» в 2-х томах имело два издания; отдельно изданы либретто опереток «Фауст на изнанку» и «Дочь рынка»

Курочкин помещал критические статьи о литературе, а также иные статьи в «Сыне отечества» в 1855—1858, «Петербургских ведомостях» 1858. Незадолго до смерти Курочкин стал писать воскресные фельетоны в «Биржевых Ведомостях» В. А. Полетики. Собрание сочинений Курочкина было издано в 1869 году.

496Публицистическая поэзия К. беспощадно высмеивала крепостническую реакцию, но — и это характернейшая черта революционного разночинца — еще более сокрушительные удары направляла она в лагерь буржуазно-помещичьего либерализма (напр. «Сон на новый год», высмеивающий либеральные надежды на смягчение классовой борьбы; «Рапсодия о нигилизме», бичующая либеральное искажение образа разночинца в «Отцах и детях» Тургенева). Если в лагере реакции, по Курочкину, подвизаются Загорецкие и др. персонажи «Горя от ума», то в либеральном стане Курочкин видит Чичикова и др. персонажей «Мертвых душ».

Курочкин — в высокой степени злободневный поэт; чутко и метко откликался он на каждое событие, волновавшее радикальную общественность. Наиболее передовое для эпохи мировоззрение К. позволяло ему подымать мелкие факты текущего дня на высоту значительных обобщений.

Наряду с Некрасовым, Добролюбовым, Ломаном, Минаевым и др. Курочкин проделал огромную работу по снижению и разрушению канонов дворянской поэтики. Специфически литературная полемика занимает не последнее место в сатирическом наследстве Курочкина (напр. ряд откликов на юбилей П. Вяземского: «Стансы на будущий юбилей Бавия», «Эпитафия Бавию», «Граф — князю», «В гостях и домами т. д.). Курочкин мастерски владел пародией, используя ее и для высмеивания разных общественных явлений и специально для сокрушения поэтики барства (см. напрель «Роковое недоразумение»).

1000175358Опираясь на опыт Беранже и на технику водевильных песенок, Курочкин разработал жанр сатирического «куплета». Курочкин искал острых стихотворных сатирических формул, которые врезались бы в память читателя, вошли в обиходную речь, плотно прилепились бы к объекту нападения. Это требование блестяще осуществлялось отточенным рефреном, хлестким каламбуром, неожиданной рифмой и т. д. Изобретательность Курочкина в этом отношении была неисчерпаема.

 

Библиография

1000318901 1000032489 1011691867

1004484616 1004765109
1002404475
1004484577

1000691422 1000175358

1000501851 1001479381

1004480350 5010485847_0

1235138764-prev b307683_0

b277214_0 fb99e6b8c38c43de8cec3aa7a9095851-resized-big

c71ce9859a13213cfbdb1e11cfeef577a4abd433 other7059_big

9390a879dd4be1f5c924260919275cfd-resized-big

Поэзия:

• Стихотворения [1862]

Критика и публицистика:

• (О переводе) [1872]
• Эмансипированная чиновница [1859]
• Педагогическое нововведение [1859]
• Теория полемики [1859]
• Критик, романтик и лирик [1860]
• Осьмнадцать миллионов [1860]
• Газета “День” и Иван Яковлевич Корейша [1861]
• Русский разговор петербургских дам [1861]
• Полемические приемы и нравственные принципы г-на Охочекомонного [1862]
• В гостях и дома [1862]
• Проницательные читатели [1863]
• Шалости мирмидонов [1863]
• “Искра” 1870 года [1870]
• Письма доброжелателей “Искры” [1870]

Переводы:

• Переводы и переделки [1857]
Неизвестный автор. Американский принц и африканская принцесса
Альфред де Виньи. Смерть волка
Марк Монье. Принц Лутоня
• Беранже П.Ж. Песни [1856]
• Беранже П.Ж. Вечный Жид [1856] .
• Бернс Р. Песнь бедняка [1796]
• Грессе Ж.Б. Попугай [1734]
• Гюго В. Седан [1872]
• Лессинг Г.Э. Овца [1874]
• Мольер Ж. Мизантроп [1666]
• Мюссе А.Д. Стихотворения [1858]
Ива
Декабрьская ночь
“Но кто ты, спутник мой, с которым неизбежно…”
Видение
• Надо Г. Стихотворения [1865]
Вежливый вор
Пуговки
• Шиллер И.К. Начало нового века [1805]

Мемуары и переписка:

• Письмо В. П. Буренину [1863]

О творчестве автора:

• Добролюбов Н.А. Песни Беранже [1858]
• Минаев Д.Д. (В. С. Курочкин — переводчик Беранже) [1869]

Об авторе:

• Курочкин В. С.: биографическая справка [1931]
• И. Г. Ямпольский. Василий Курочкин [1987]
• И. Г. Ямпольский. Поэты “Искры” [1987]
• Список стихотворных сборников В. С. Курочкина [1987]
• Курочкин В. С.: биобиблиографическая справка [1990]


Количество слов: 1434

К списку поэтов