Выберите страну:

Городецкий Сергей Митрофанович – биография || Городецкий Сергей - Стихи


Городецкий Сергей Митрофанович – биография || Городецкий Сергей - Стихи
Городецкий Сергей Митрофанович – биография

Городецкий Сергей Митрофанович – биография

2

Серге́й Митрофа́нович Городе́цкий (5 (17) января 1884, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 июня 1967, Обнинск, СССР) — русский и советский поэт.

 

Биография

w2Сын писателя-этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. Окончил 6-ю Санкт-петербургскую гимназию, в 1900-е годы учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком (не окончил) и с этого времени увлёкся поэзией.

б25

 

В 1905 посещал «башню» Вячеслава Иванова. В 1906—1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном. В 1909 году публиковался в журнале «Пробуждение».

w4

 

 

Н.Гумилёв и С.Городецкий.1910-е гг.

 

 

 

В 1910-е гг. Городецкий разошёлся с символистами, и в 1912 стал одним из организаторов Цеха поэтов (совместно с поэтом Николаем Гумилевым). В 1915 протежировал так называемым «новым крестьянским поэтам» (С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев, А. Ширяевец).

Сергей Есенин и Сергей Городецкий. Петроград, 1915 г.

 

 

 

Сергей Есенин и Сергей Городецкий. Петроград. 1915 г.

 

 

С осени 1916 года находился на Кавказском фронте Первой мировой войны в качестве представителя Союза городов и б11военного корреспондента. Позднее некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. После Октябрьской революции издал книгу стихов «Ангел Армении», где, в частности, отражена тема геноцида армян. Знал армянский язык. Его учителем был сын армянского поэта Туманяна, Амлик Иванович Туманян. Будучи в Баку, Городецкий заведовал художественным отделением РОСТА, затем работал в Политуправлении Каспийского флота.

w3С 1921 жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию — как народов СССР, так и зарубежную. До 1924 работал завлитом в Московском Театре Революции, затем до 1932 — в литературном отделе газеты «Известия». В 1930-е гг. много работал над оперными либретто — это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Перевёл либретто опер: «Фиделио» Бетховена, «Водонос» Керубини, «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера.

Создал либретто одной из первых опер советской тематики — «Прорыв» композитора С. И. Потоцкого — о гражданской войне. Для композитора В. М. Юровского написал либретто оперы «Дума про Опанаса», по одноимённой поэме Э. Г. Багрицкого. Написал новый текст («немонархический») оперы М. Глинки «Жизнь за царя», получившей название «Иван Сусанин».

Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов.

 

В 1958 г. опубликовал автобиографический очерк «Мой путь».

 

б20В 1960-е пишет стихи, посвященные подвигу космонавтов. В последние годы жизни преподавал в Литературном институте им. М. Горького, работая с заочниками. Последние стихи – «Горячее время», «Видна дорога».

Сергей Митрофанович писал литературно – критические статьи (о Никитине, Короленко, Блоке, Есенине), исследование о сказках.

Городецкий перевел ряд произведений заподно-европейских писателей: Мольера, Гауптмана, Гамсуна, Золя, Толлера.

могила

 

 

 

 

Скончался C.М. Городецкий 7 июня 1967 года в Обнинске (Калужская обл.), похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище

 

 

Творчество

Окончив 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, он в 1902 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где познакомился и сблизился с А. А. Блоком. Образность и стилистику первых стихотворных опытов Городецкого определили, с одной стороны, влияния, идущие от поэзии младших символистов — Блока, Андрея Белого, с другой — впечатления, вынесенные им из поездки в Псковскую губернию, где молодой поэт участвовал в крестьянских играх, записывал песни, поверья, вживаясь в дух народного мифотворчества. Стихи Городецкого, пропитанные пантеистическим ощущением полноты и единства окружающего мира, были с восторгом приняты на “башне” Вяч. Иванова и сделали его “знаменитым в одну ночь”: “…в конце 1905 года я, прочитав свои „ярильские” стихи в присутствии всего символического Олимпа, то есть Вячеслава Иванова, Бальмонта, Брюсова, Сологуба, Блока, Белого, Мережковского, Гиппиус, Бердяева, профессоров Зелинского и Ростовцева, стал “знаменитым” поэтом и на недолго* время изюминкой “сред””.

б2Первый сборник Городецкого “Ярь” (1907) отражал общее для поэтов-символистов стремление через фольклор приникнуть к “темным ключам народной символики”. На сборник откликнулись В. Я. Брюсов, Вяч. Иванов, А. А. Блок. Привлекали чувства свежести, жизнерадостности, веявшие со страниц книги молодого поэта, его умение выразить в слове переживания души, близкой к природным стихиям. Воскрешаемый Городецким мир языческой Руси, экспрессивность поэтического языка, достигаемая использованием древнерусских грамматических форм, эпитетов, повторов, аллитераций, почерпнутых из сокровищницы народной поэзии, создавали ощущение новизны даже на фоне характерного для эпохи оживления интереса к фольклору. М. А. Волошин, высоко оценивая стихи Городецкого и выявляя их глубинный мифопоэтический смысл, писал: “Эта книга действительно Ярь русской поэзии, совсем новые и буйные силы, которые вырвались из самой глубины древнего творческого сознания…” В художественных кругах Петербурга создавался литературный образ-маска Городецкого — Леля, фавна, певца первобытной языческой старины.

б12В следующем сборнике Городецкого “Перун” (1907) “стихийничество” соседствовало с социальными мотивами, а космическое единство было разрушено темой общественных противоречий и богоборчеством. В области поэтики новые стихи во многом повторяли открытия и обретения первой книги. Опасность избыточной стилизации ощущал Андрей Белый, который подчеркивал, что внутренняя субстанция творчества поэта, “сохраняя красоту ритмических переживаний, чужда заказного мифотворчества”, однако “славянский колорит” у него нередко “заемный”: “то перед нами чертенята Блока, то холсты Рериха, то молодец с хулиганским посвистом и, пожалуй, при часах”.

Жажда “большой, здоровой поэзии” и “искание мировой гармонии”, с ранних лет вдохновлявшие поэта и бросавшие его из одной крайности в другую (от “мистического анархизма” к “реалистическому символизму” и акмеизму), приводят его к своеобразно трактуемой “русской идее”, к поискам объединяющего начала в христианской религии и ее носителях — нищих, каликах (“Русь”, 1910).

Однако “религиозные искания” Городецкого не встретили поддержки у его ближайшего окружения, и безжалостный приговор Вяч. Иванова, вынесенный сборнику “Русь”, положил конец отношениям Городецкого и вождя петербургских символистов.

б2220 октября 1911 г. на квартире Городецкого состоялось организационное заседание “Цеха поэтов”, на котором он вместе с Н. С. Гумилевым был избран “синдиком” “Цеха”. Так начался новый этап его литературной деятельности — акмеистический. Городецкий становится одним из идейных вдохновителей новой поэтической школы. Выступая как критик, он энергично поддерживает собратьев по “Цеху поэтов” (А. А. Ахматову, О. Э. Мандельштама и других) и сам получает поддержку со стороны “мэтра” — Гумилева. Так, рецензируя сборник “Ива” (1913), Гумилев усматривает в нем закономерное завершение символистского периода в творчестве Городецкого и обнаруживает тот “расцвет всех физических и духовных сил, который за последнее время начинают обозначать словом “акмеизм””.

26Вышедший в 1914 г. сборник “Цветущий посох”, объединивший стихи 1912-1913 гг., был представлен автором как программно-акмеистский. Это было подчеркнуто и в предваряющем сборник “Посвящении”, и в продуманной архитектонике сборника, построенного как своеобразный дневник, и в выборе стихотворной формы — восьмистиший, дающих, по мнению Гумилева, “возможность запечатлеть самые мимолетные мысли и ощущения”. “Деятельное любование миром” в его “прекрасной сложности” и при этом ясность и четкость поэтической мысли — вот цель, которую ставил перед собой поэт на путях акмеистического совершенствования.

В начале первой мировой войны Городецкий поспешил отозваться на официальный патриотизм сборником стихов “Четырнадцатый год” (1915), что привело его к “ссоре с передовой русской литературой”. В 1915 г., после фактического распада первого “Цеха поэтов”, Городецкий активно популяризировал творчество Н. А. Клюева, С. А. Клычкова, С. А. Есенина, Б. А. Верхоустииского, по его инициативе были созданы группы “Краса” и “Страда”, объединяющие крестьянских поэтов.

27В 1916 г. Городецкий уезжает из Петрограда на Кавказский фронт как корреспондент газеты “Русское слово”. Там и застала его Октябрьская революция. В первые послереволюционные годы, работая в Тифлисе и Баку, Городецкий становится видной фигурой литературной жизни Закавказья. В 1919 г. в Тифлисе он пытается создать объединение молодых поэтов, аналогичное акмеистскому “Цеху поэтов”. В сборнике под характерным названием “Акмэ”, изданном тифлисским “Цехом поэтов”, Городецкий выступил с несколькими стихотворениями в новой стилевой манере (два “Ноктюрна”, “Бессмертие”, “Черепа”). В них поэт развивает прежний акмеистский тезис приятия мира “во всей совокупности красот и безобразий”, смыкаясь с тем крылом акмеизма, которое было представлено именами В. И. Нарбута и М. А. Зенкевича. Фобии, образы бессознательного, “макабрная” поэтика культивировались в этих стихах Городецкого, как и в произведениях других авторов сборника.

б5После возвращения в Москву Городецкий не оставлял попыток возрождения “нового” акмеизма. В 1925 г. вышел подготовленный им сборник “Стык” — орган московского “Цеха поэтов”. Поиски поэтического языка, эквивалентного переживаниям революции, объединили в сборнике таких разных поэтов, как П. Г. Антокольский и М. А. Зенкевич, В. М. Инбер и И. Л. Сельвинский, Г. А. Шенгели и А. В. Ширяевец. В 1920-е годы Городецкий издал сборники своих стихов “Серп” (1921), “Миролом” (1923), “Из тьмы к свету” (1926), “Грань” (1929).

Однако все эстетически значимое было создано Городецким до революции. В 1930 — 1950-е годы он выступал также в качестве переводчика, автора оперных либретто, мемуариста.

 

Семья

с женой Жена — актриса и поэтесса Анна Алексеевна Городецкая (урожд. Козельская);(лит. псевдоним Нимфа Бел-конь-Любомирская); (1889—1945). Замужем за С. Г. с 1908. По словам А. А. Блока отличалась необыкновенной красотой.

• Дочь — Рогнеда Городецкая-Бирюкова (р. 1909), внучка Наталья Юрьевна Бирюкова, правнучка — Татьяна.

• Брат — Городецкий Александр Митрофанович (1886—1914), художник, периодически страдал психическими нервными расстройствами. Болел, последние два года парализованный. Автор картины «Венок на могилу Комиссаржевской», скомпонирированной из кусочков ваты.

 

Книги

• Ярь. — СПб., 1907; 2-е изд. — СПб.: Т-во Вольф, 1909.
• Перун. — СПб.: Оры, 1907.
• Дикая воля. — СПб.: Факелы, 1908.
• Ия: Стихи для детей. — 1908.
• Кладбище страстей. Рассказы. — М., 1909. — Т. 1.
• Русь. — М.: Изд. Сытина, 1910.
• Повести и рассказы. — СПб., 1910.
• Царевич Малыш. — СПб.: Т-во Вольф, 1910. — 28 с.
• Ива. — СПб.: Шиповник, 1913.
• Цветущий посох. — СПб., 1914.
• На земле: Рассказы. — СПб., 1914. — 230 с.
• Четырнадцатый год. — Пг.: Лукоморье, 1915.
• Пушкину. — Пг., 1915.
• Изборник: Стихи 1905—1917 гг. — М., 1916.
• Алый смерч. — Тифлис, 1918; М., 1927.
• Судьба России. — Тифлис, 1918.
• Ангел Армении. — Тифлис, 1919.
• Серп. — Пг.: Гиз, 1921.
• Миролом. — М.: Гиз, 1923.
• Весна безбожника. — Л.: Прибой, 1925.
• Старуха на духу. — М.: Атеист, 1925.
• Из тьмы к свету. — Л.: ГИЗ, 1926.
• Про Ивана-Безбожника. — Л.: ГИЗ, 1926.
• Московские рассказы. — М., 1927.
• Грань. — М.: Никитинские субботники, 1929. — 104 с. — 2 000 экз.
• Избранные лирические и лиро-эпические стихотворения. 1905—1935. — М., 1936.
• Думы. — Ташкент, 1942.
• Песня дружбы. — Минск, 1947.
• Стихотворения. 1905—1955. — М., 1956.
• Стихи. — М., 1964.
• Стихи. — М., 1966.
• Стихотворения и поэмы. — М., 1974.
• Жизнь неукротимая: Статьи. Очерки. Воспоминания. — М.: Современник, 1984.

Избранное

б1 б5

б2 б4

б3

w6 б7

б8 б9

б10 б12

б14 б17

б21 б22

б23 б24

б19 б20

б15 б16

б11


Количество слов: 1655

К списку поэтов