Выберите страну:

Бунин Иван Алексеевич – биография || Бунин Иван - Стихи


Бунин Иван Алексеевич – биография || Бунин Иван - Стихи

Бунин Иван Алексеевич – биография

 

Ива́н Алексе́евич Бу́нин (10 [22] октября 1870 года, Воронеж — 8 ноября 1953 года, Париж) — русский писатель и поэт, первый отечественный лауреат Нобелевской премии по литературе (1933).

Биография

Дом, в котором родился Иван Бунин

Родился в старинной дворянской семье Буниных. Семья с 1867 года снимала жильё в усадьбе Германовской, где родился и прожил первые три года своей жизни будущий писатель. Отец — Алексей Николаевич Бунин (1827—1906), в молодости был офицером, мать — Людмила Александровна Бунина (урождённая Чубарова; 1835—1910).

В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки в Орловской губернии (ныне Липецкая область). До 11 лет Иван воспитывался дома, в 1881 году поступил в Елецкую уездную гимназию, а в 1886 году возвратился домой и продолжал образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики.
В 17-летнем возрасте он начал писать стихи, в 1887 году дебютировал в печати.

"Последний русский классик" Иван Бунин. Редкие фотоВ 1889 году переезжает в Орёл и идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник».. Сотрудничая с редакцией газеты “Орловский вестник”, молодой литератор познакомился с корректором газеты Варварой Владимировной Пащенко, вышедшей за него замуж в 1891. Молодые супруги, жившие невенчанные (родители Пащенко были против брака), впоследствии перебрались в Полтаву (1892) и стали служить статистиками в губернской управе. В 1891 вышел первый сборник стихов Бунина, еще очень подражательных. Сборники «Стихотворения» (Орёл, 1891), «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Участники литературного объединения "Среды"1895 год – переломный в судьбе писателя. После того как Пащенко сошлась с другом Бунина А. И. Бибиковым, писатель оставил службу и переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства (с Л. Н. Толстым, чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А. П. Чеховым, М. Горьким,Н. Д. Телешовым, участником “сред” которого стал молодой писатель). Бунин водил дружбу и со многими известными художниками, живопись его всегда притягивала к себе, недаром его поэзия так живописна. Весной 1900, находясь в Крыму, познакомился с С. В. Рахманиновым и актерами Художественного театра, труппа которого гастролировала в Ялте.

В 1890-х путешествовал на пароходе «Чайка» («барк с дровами») по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко, которого любил и много потом переводил. Спустя несколько лет написал очерк «На „Чайке“», который был опубликован в детском иллюстрированном журнале «Всходы» (1898, № 21, 1 ноября).

Анна Цакни, первая жена Бунина23 сентября 1898 вступает в брак с Анной Николаевной Цакни, дочерью революционера-народника, богатого одесского грека Николая Петровича Цакни. Брак был непродолжительным, единственный ребёнок умер в 5-летнем возрасте (1905).
"Последний русский классик" Иван Бунин. Редкие фотоВ 1906 Бунин познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей спутницей писателя на протяжении всей его последующей жизни. Муромцева, обладая незаурядными литературными способностями, оставила замечательные литературные воспоминания о своем муже (“Жизнь Бунина”, “Беседы с памятью”). В 1907 Бунины отправились в путешествие по странам Востока – Сирии, Египту, Палестине. Не только яркие, красочные впечатления от путешествия, но и ощущение нового наступившего витка истории дали творчеству Бунина новый, свежий импульс.

Бунину дважды (1903 год, 1909 год) присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.

Портрет Ивана Бунина. Леонард Туржанский

Февральскую революцию воспринял с болью, предчувствуя предстоящие испытания. Октябрьский переворот только укрепил его уверенность в приближающейся катастрофе.

Летом 1918 года Бунин перебирается из большевистской Москвы в занятую австрийскими войсками Одессу. С приближением в апреле 1919 года к городу Красной армии не эмигрирует, а остаётся в Одессе.
Приветствовал взятие города Добровольческой армией в августе 1919 года, лично благодарил прибывшего 7 октября в Одессу генерала А. И. Деникина, активно сотрудничал с ОСВАГ при Вооружённых силах Юга России. В феврале 1920 года при подходе большевиков покинул Россию. Эмигрировал во Францию. В течение этих лет вёл дневник «Окаянные дни», частично утерянный, поразивший современников точностью языка и страстной ненавистью к большевикам.

 

 

Бунин в 1937 году.

 

 

 

В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело, да и Бунин не обладал коммуникабельным характером.

 

 

"Последний русский классик" Иван Бунин. Редкие фото

В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии, как он считал, пpежде всего за “Жизнь Аpсеньева”.Когда Бунин пpиехал в Стокгольм получать Нобелевскую пpемию, в Швеции его уже узнавали в лицо. Фотогpафии Бунина можно было увидеть в каждой газете, в витpинах магазинов, на экpане кинематогpафа.

Это был, конечно, удар для советского руководства. Официальная пресса, комментируя это событие, объясняла решение Нобелевского комитета происками империализма.

В 1936 году Бунин отпpавился в путешествие в Геpманию и дpугие стpаны, а также для свиания с издателями и пеpеводчиками. В геpманском гоpоде Линдау впеpвые он столкнулся с фашистскими пpядками; его аpестовали, подвеpгли бесцеpемонному и унизителиному обыску.

С началом Второй мировой войны, в 1939, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле “Жаннет”, где и провели всю войну. Писатель пристально следил за событиями в России, отказываясь от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупационными властями. Очень болезненно переживал поражения Красной Армии на восточном фронте, а затем искренне радовался ее победам.

В 1927-1942 бок о бок с семьей Буниных жила Галина Николаевна Кузнецова, ставшая глубокой поздней привязанностью писателя. Обладая литературными способностями, она создала произведения мемуарного характера, самым запоминающимся образом воссоздающие облик Бунина (“Грасский дневник”, статья “Памяти Бунина”).

Живя в нищете, прекратил публикацию своих произведений, много и тяжело болея, он все же написал в последние годы книгу воспоминаний, работал над книгой “О Чехове”, вышедшей посмертно (1955) в Нью-Йорке.

Бунин неоднократно выражал желание возвратиться на Родину, указ советского правительства 1946 “О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи…” назвал “великодушной мерой”. Однако ждановское постановление о журналах “Звезда” и “Ленинград” (1946), растоптавшее А. Ахматову и М. Зощенко, навсегда отвратило писателя от намерения вернуться на Родину.

В 1945 Бунины вернулись в Париж. Крупнейшие писатели Франции и других стран Европы высоко оценивали творчество Бунина еще при его жизни (Ф. Мориак, А. Жид, Р. Роллан, Т. Манн, Р.-М. Рильке, Я. Ивашкевич и др.). Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые восточные.

В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925), и, наконец, «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933) и цикл рассказов «Тёмные аллеи» (1938-40). Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом. По словам К. Г. Паустовского, «Жизнь Арсеньева» — это не только вершинное произведение русской литературы, но и «одно из замечательнейших явлений мировой литературы».

По сообщению «Издательства имени Чехова», в последние месяцы жизни Бунин работал над литературным портретом А. П. Чехова, работа осталась незаконченной (в книге: «Петлистые уши и другие рассказы», Нью-Йорк, 1953).

Умер во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже. По словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа Л. Н. Толстого «Воскресение». Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во Франции.

 

 

Могила Ивана Бунина. Русская часть кладбища в Сен-Женевьев-де Буа

 

 

В 1929—1954 гг. произведения Бунина в СССР не издавались. С 1955 года — наиболее издаваемый в СССР писатель первой волны русской эмиграции (несколько собраний сочинений, множество однотомников).

Некоторые произведения («Окаянные дни» и др.) в СССР напечатаны только с началом перестройки.

Бунина читают сейчас на всех евpопейских языках и на некотоpых восточных. У нас он издается миллионными тиpажами. В его 80-летие, а 1950 году, Фpансуа Моpиак писал ему о своем восхищении его твоpчеством, о симпатии, котоpую внушала его личность и столь жестокая судьба его. Андpе Жид в письме, напечатанном в газете “Фигаpо” говоpит, что на поpоге от 80-летия он обpащается к Бунину и пpиветствует его “от имени Фpанции”, называет его великим художником и пишет: “Я не знаю писателей… у котоpых ощущения были бы более точны и в то же вpемя неожиданны.”. Восхищались твоpчеством Бунина Р. Роллан, называвший его “гениальным художником”, Анpи де Ренье, Т. Манн , Р.-М. Рильке, Джеpом Джеpом, Яpослав Ивашкевич. Отзывы немецкой, фpанцузской, английской и т.д. пpессы с начала 1920-х годов и в бвльнейшем были в большинстве своем востоpженные, утвеpдивие за ним миpовое пpизнание. Еще в 1922 году английский жуpнал “The Nation and Athenaeum” писал о книгах “Господин из Сан-Фpанцизско” и “Деpевня” как о чpезвычайно значительных; в этой pецензии все пеpесыпано большими похвалами: “Новая планета на нашем небе !!.”, “Апокалипсическая сила…”. В конце: ” Бунин завоевал себе место во всемиpной литеpатуpе “. Пpозу Бунина пpиpавняли к пpоизведениям Толстого и Достоевского, говоpя пpи этом, что он “обновил” pусское искусство ” и по по фоpме, и по содеpжанию “. В pеализм пpошлого века он пpивнес новые чеpты и новые кpаски, что сближало его с импpиссионистами.

Творчество

В 1900 появился рассказ Бунина “Антоновские яблоки”, позднее вошедший во все хрестоматии русской прозы. Рассказ отличает ностальгическая поэтичность (оплакивание разоренных дворянских гнезд) и художественная отточенность. В то же время “Антоновские яблоки” подверглись критике за воскуренный фимиам голубой крови дворянина. В этот период приходит широкая литературная известность: за стихотворный сборник “Листопад” (1901), а также за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло “Песнь о Гайавате” (1896), Бунину была присуждена Российской Академией наук Пушкинская премия (позже, в 1909 он был избран почетным членом Академии наук). Поэзия Бунина уже тогда отличалась преданностью классической традиции, эта черта в дальнейшем пронижет все его творчество. Принесшая ему известность поэзия сложилась под влиянием Пушкина, Фета, Тютчева. Но она обладала только ей присущими качествами. Так, Бунин тяготеет к чувственно-конкретному образу; картина природы в бунинской поэзии складывается из запахов, остро воспринимаемых красок, звуков. Особую роль играет в бунинской поэзии и прозе эпитет, используемый писателем как бы подчеркнуто субъективно, произвольно, но одновременно наделенный убедительностью чувственного опыта.

Если в произведениях более ранних – рассказах сборника “На край света” (1897), а также в рассказах “Антоновские яблоки” (1900), “Эпитафия” (1900), Бунин обращается к теме мелкопоместного оскудения, ностальгически повествует о жизни нищих дворянских усадеб, то в произведениях, написанных после первой русской Революции 1905, главной становится тема драматизма русской исторической судьбы (повести “Деревня”, 1910, “Суходол”, 1912). Обе повести имели огромный успех у читателей. М. Горький отмечал, что, тут писателем был поставлен вопрос “… быть или не быть России?”. Русская деревня, считал Бунин, обречена. Писателя обвиняли в резко негативном отражении жизни деревни.

“Беспощадную правду” бунинского письма отмечали самые разные литераторы (Ю. И. Айхенвальд , З. Н. Гиппиус и др. ). Однако реализм его прозы неоднозначно традиционен: с убедительностью и силой рисует писатель новые социальные типы, явившиеся в пореволюционной деревне.

В 1910 Буниными было предпринято путешествие сначала в Европу, а затем в Египет и на Цейлон. Отголоски этого путешествия, впечатление, которое произвела на писателя буддийская культура, ощутимы, в частности, в рассказе “Братья” (1914). Осенью 1912 – весной 1913 опять за границей (Трапезунд, Константинополь, Бухарест), затем (1913-1914) – на Капри.


В 1915-1916 выходят сборники рассказов “Чаша жизни”, “Господин из Сан-Франциско”. В прозе этих лет ширится представление писателя о трагизме жизни мира, об обреченности и братоубийственном характере современной цивилизации (рассказы “Господин из Сан-Франциско”, “Братья”). Этой цели служит и символическое, по мысли писателя, использование в этих произведениях эпиграфов из Откровения Иоанна Богослова, из буддийского канона, литературные аллюзии, присутствующие в текстах (сравнение трюма парохода в “Господине из Сан-Франциско” с девятым кругом дантовского ада). Темами этого периода творчества становятся смерть, судьба, воля случая. Конфликт обычно разрешается гибелью.

Единственными ценностями, уцелевшими в современном мире, писатель считает любовь, красоту и жизнь природы. Но и любовь бунинских героев трагически окрашена и, как правило, обречена (“Грамматика любви”). Тема соединения любви и смерти, сообщающего предельную остроту и напряженность любовному чувству, свойственна творчеству Бунина до последних лет его писательской жизни.

Результат пошуку зображень за запитом "Бунин Иван Алексеевич"Темы дореволюционного творчества писателя раскрываются и в творчестве эмигрантского периода, причем в еще большей полноте. Произведения этого периода пронизаны мыслью о России, о трагедии русской истории 20 века, об одиночестве современного человека, которое только на краткий миг нарушается вторжением любовной страсти (сборники рассказов “Митина любовь”, 1925, “Солнечный удар”, 1927, “Темные аллеи”, 1943, автобиографический роман “Жизнь Арсеньева”, 1927-1929, 1933). Бинарность бунинского мышления – представление о драматизме жизни, связанное с представлением о красоте мира, – сообщает бунинским сюжетам интенсивность развития и напряженность. Та же интенсивность бытия ощутима и в бунинской художественной детали, приобретшей еще большую чувственную достоверность по сравнению с произведениями раннего творчества.

В 1927-1930 Бунин обратился к жанру короткого рассказа (“Слон”, “Телячья головка”, “Петухи” и др.). Это – результат поисков писателем предельного лаконизма, предельной смысловой насыщенности, смысловой “вместимости” прозы.

Произведения

Результат пошуку зображень за запитом "Бунин Иван Алексеевич"

Романы
• «Жизнь Арсеньева» (1927—1933, 1938)

Повести

• «Деревня» (1908)
• «Суходол» (1912)
• «Митина любовь» (1924)

Рассказы

• «Цифры» (1898)
• «На край света и другие рассказы» (1897)
• «Антоновские яблоки» (1900)
• «Полевые цветы» (1901)
• «Астма» (СПб, 1911)
• «Тень птицы» (1907—1912; , 1931)
• «Иоанн Рыдалец» (1913)
• «Чаша жизни» (СПб., 1915; , 1922)
• «Господин из Сан-Франциско» (1915)
• «Сын» (1916)
• «Лёгкое дыхание» (1916)
• «Сны Чанга» (1916, 1918)
• «Храм Солнца» (1917)
• «Начальная любовь» (Прага, 1921)
• «Крик» (Париж, 1921)
• «Косцы» (Париж, 1921)
• «Роза Иерихона» (Берлин, 1924)
• «Солнечный удар» (Приморские Альпы, 1925)
• «Маска» (1930)
• «Божье древо» (Париж, 1931)
• «Тёмные аллеи» (Нью-Йорк, 1943; Париж, 1946)
• «Весной в Иудее» (Нью-Йорк, изд. имени Чехова, 1953)
• «Петлистые уши и другие рассказы» (1954, Нью-Йорк, посмертно)
• «Молодость» (1930)
• «Поздний час» (1938)
• «Чистый понедельник» (1944)
• «Лапти»

Сборники стихотворений

• «Стихотворения» (1887—1891) Орел, 1891
• «Родина» (1896)
• «Под открытым небом» (М., «Детское чтение», 1898)
• «Листопад» (М., «Скорпион», 1901)
• «Новые стихотворения». М., 1902
• «Стихотворения» (СПб, «Знание», 1903)
• «Стихотворения» (1903—1906) СПб, «Знание»,1906
• «Стихотворения 1907 года» (СПб., «Знание», 1908)
• «Избранные стихи для юношества». М., 1909
• «Избранные стихи» (Париж, «Современные записки», 1929)
• «На Невском» (Петроград, 1916)

Переводы

• Генри Уодсворт Лонгфелло — «Песнь о Гайавате»
• Джордж Гордон Байрон — «Каин»
• Джордж Гордон Байрон — «Манфред»

Мемуары дневники

• «Воды многие» (1910, 1926)
• «Освобождение Толстого» (Париж, 1937)
• «Окаянные дни» (1925—1926)
• «Воспоминания. Под серпом и молотом» (Париж, «Возрождение», 1950)
• «О Чехове» (Нью-Йорк, 1955)
• «Устами Буниных» в трёх томах (Франкфурт-на-Майне, 1977—1982)

Прижизненные собрания сочинений

• Полное собрание сочинений. Т. 1—6, в 12 вып. Пг.: Т-во А. Ф. Маркс, 1915. (Приложение к журналу «Нива»).
• Собрание сочинений: в 10 т., т. 11, доп. Берлин: Петрополис, 1934—1936.

Экранизации

• «Последнее свидание» Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ, 1967 г. Режиссёр Ю. Калев
• «Последнее свидание» Учебная студия ВГИК, 1979 г. М. Сафонова.
• «Тёмные аллеи» (новелла из фильма «Два голоса») Лентелефильм, 1981, режиссёр А. Белинский
• «Митина любовь» Учебная студия ВГИК, 1982 г. В. Пичул
• «Дождь», Лентелефильм. [1984] Режиссёр В. Латышев
• «Натали» — фильм-спектакль по рассказу «Натали», режиссёр Владимир Латышев, ЛенТВ, 1988
• «Грамматика любви» — фильм-спектакль по рассказам «Таня», «В Париже», «Грамматика любви», «Холодная осень» из цикла «Тёмные аллеи», режиссёр Лев Цуцульковский, Лентелефильм, 1988
• «Несрочная весна» — фильм по мотивам произведений «Несрочная весна», «Руся», «Князь во князьях», «Мухи», «Журавли», «Кавказ», «Суходол», режиссёр Владимир Толкачиков, Беларусьфильм, 1989
• «Лето любви» — мелодрама по рассказу «Натали», режиссёр Феликс Фальк, Польша-Белоруссия, 1994 [1]
• «Посвящение в любовь» — мелодрама, Россия 1994
• «Мещерские» — фильм по мотивам произведений «Натали», «Таня», «В Париже», режиссёр Борис Яшин, Россия, 1995
• «Суходол» — фильм по повести «Суходол», режиссёр Александра Стреляная, 2012
• «Солнечный удар» — фильм по одноименному рассказу и книге «Окаянные дни», режиссёр Никита Михалков, 2014

Увековечивание имени

Памятная монета Банка России, посвящённая 125-летию со дня рождения И. А. Бунина. 2 рубля, серебро, 1995 год

Мемориальная доска на улице Жака Оффенбаха, в Париже

• В Москве есть Бунинская аллея, рядом расположена одноимённая станция лёгкого метро.
• В Санкт-Петербурге школа № 27 Василеостровского района с 2011 года носит имя И. А. Бунина.
• В Одессе, Липецке, Орле, Ельце, Ефремове и др. городах и сёлах есть улица имени писателя.
• В Воронеже имя писателя носит сквер и библиотека № 22; на доме, в котором родился писатель, установлена мемориальная табличка.
• В деревне Озёрки Становлянского района Липецкой области, где в имении родителей провёл детские и подростковые годы Бунин, в 90-е годы воссоздан на подлинном фундаменте усадебный дом; на месте несохранившегося хутора Бутырки в 4 км от Озёрок, где в детские годы Бунин жил у бабушки, установлены крест и памятная стела.
• В 1957 году в г. Орле в Музее писателей-орловцев Орловского объединённого литературного музея И. С. Тургенева был открыт зал, посвящённый жизни и творчеству Бунина.
• 10 декабря 1991 года в Орле в Георгиевском переулке в дворянском особняке XIX века был открыт музей И. А. Бунина.
• В1992 г. Центральная библиотека имени Крупской в г. Орле была переименована в Библиотеку имени Бунина (сокращённо именуется местными жителями «бунинкой»).
• В Ефремове в доме, в котором в 1909—1910 гг. жил Бунин, открыт его музей.
• В Париже, на улице Жака Оффенбаха, на доме № 1, в котором жил писатель в годы эмиграции (1920—1953), установлена мемориальная табличка.
• Елецкий государственный университет носит имя И. А. Бунина с 2000 г.

Памятники

• В Орле по адресу ул. М. Горького, у библиотеки им. И. А. Бунина 17 октября 1992 года был открыт Памятный знак Бунину (бюст) из белого мрамора на мраморном постаменте с надписью: «Моя Отчизна, я вернулся к ней, усталый от скитаний одиноких, и понял красоту в её печали и счастие — в печальной красоте» Автор — скульптор Олег Александрович Уваров.

Памятники Ивану Алексеевичу Бунину
• В 1995 году в Орле был поставлен памятник Ивану Алексеевичу Бунину. Автор — известный скульптор В. М. Клыков.

 

 


• В Воронеже 13 октября 1995 года был открыт памятник И. А. Бунину. Автор — московский скульптор А. Н. Бурганов. Открытие памятника было приурочено к 125-летию со дня рождения писателя.. Помимо памятника на стене дома № 43 по улице Коммунаров нанесено граффити с портретом писателя.

 
• В Москве на Поварской улице, недалеко от дома, в котором жил писатель, 22 октября 2007 г. был установлен памятник Бунину. Автор — скульптор А. Н. Бурганов.

 

 
• В городе Ефремов, перед железнодорожным вокзалом, 22 октября 2010 г. к 140-летию писателя открыт памятник Бунину.

Киновоплощения

• В 2000 г. снят посвящённый Бунину фильм «Дневник его жены». В роли писателя — Андрей Смирнов.
• В 2006 году на телеканале Россия вышел авторский фильм Алексея Денисова «Окаянные дни. Иван Бунин», основанный на дневнике писателя «Окаянные дни».
• В 2011 г. снят фильм «Суходол» (режиссёр — Александра Стреляная) по одноименной повести И. А. Бунина.
• В 2014 г. снят фильм «Солнечный удар» (режиссёр — Никита Михалков) по книге “Солнечный удар и «Окаянные дни».

Литература

• Шраер Максим Д. Бунин и Набоков. История соперничества. — М.: Альпина Нон-фишкн, 2014. — 1500 экз; 2-е изд. 2015. —2000 экз. — ISBN 978-5-91671-342-8.
• Ильинский И. М. О Бунине: статьи, интервью, выступления. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. — 94 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-98079-554-2..
• Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М.: РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
• Кучеровский Н. М. И. Бунин и его проза (1887—1917). — Тула: Приокское книжное издательство, 1980. — 318 с. — 10 000 экз.
• Нечаенко Д. А. Тема иллюзорности бытия в творчестве И. А. Бунина // Нечаенко Д. А. История литературных сновидений XIX—XX веков: Фольклорные, мифологические и библейские архетипы в литературных сновидениях XIX-начала XX вв. М.: Университетская книга, 2011. С. 643—731. ISBN 978-5-91304-151-7
• Лавров В. В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920—1953). — М.: Молодая гвардия, 1989. — 384 с. — 150 000 экз. — ISBN 5-235-00069-2..
• Мальцев Ю. В. Иван Бунин. — Frankfurt/Main; М: Посев, 1994. — 432 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-85824-007-0
• Минаев Д. М. И. А. Бунин: Памятники в России и за рубежом (справочник). — М., 2010. — 96 с. — 500 экз.
• Гергилов Р. Е. Эстетическая рентгенограмма жизни // Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж: ВГУ, 1997.
• Бабореко А. К. И. А. Бунин: Материалы для биографии (с 1870 по 1917) / Оформление художника Е. Яковлева. — Изд. 2-е. — М.: Художественная литература, 1983. — 352, [34] с. — 20 000 экз. (в пер.)


Количество слов: 3207

К списку поэтов