Выберите страну:

Бестужев Александр Александрович - биография || Бестужев Александр - Стихи


Бестужев Александр Александрович - биография || Бестужев Александр - Стихи

Бестужев Александр Александрович - биография

1бестужевы

Герб Бестужевых

Алекса́ндр Алекса́ндрович Бесту́жев (23 октября [3 ноября] 1797, Санкт-Петербург — 7 [19] июля 1837, форт Святого Духа, ныне микрорайон Адлер города Сочи) — русский писатель-байронист, критик, публицист эпохи романтизма и декабрист, происходивший из рода Бестужевых. Публиковался под псевдонимом «Марлинский».

 

Биография

Сын Александра Федосеевича Бестужева (1761—1810), издававшего вместе с И. П. Пниным в 1798 «Санкт-Петербургский журнал» и составившего «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества».

Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющих путями сообщения генерала Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешёл в лейб-гвардии драгунский полк.

Полярная_звезда_на_1823_год._Гравированный_титульный_листОдин из зачинателей русской романтической прозы. Начал печататься в 1818 г. С конца 1820 г. был активным членом Вольного общества любителей российской словесности – легальной управы Союза Благоденствия. В 1823- 1825 гг. вместе с К. Ф. Рылеевым издавал альманах “Полярная звезда”, который с момента своего возникновения был идеологически (и в известной степени организационно) связан с Вольным обществом, а со второй книжки стал фактически печатным органом Северного общества декабристов. Популяризация лучших произведений современной литературы сочеталась на страницах “Полярной звезды” с защитой эстетических принципов прогрессивного романтизма, с пропагандой передовой декабристской идеологии. Каждая книжка альманаха открывалась обзорами русской литературы, которые писал Бестужев. В этих обзорах были сформулированы основные положения декабристской критики. Состояние литературы Бестужев ставил в зависимость от общественно-исторических условий российской действительности и выступал поборником художественных принципов романтизма (“новой школы”), связывая их с высокой гражданственностью и национальной самобытностью литературы.

В 1824 г. Бестужев был принят Рылеевым в тайное общество и вскоре выбран членом Верховной думы. В восстании 14 декабря принимал самое деятельное участие – вместе с братом Михаилом привел на Сенатскую площадь Московский полк, хотя не имел никакого отношения к этому полку, так как служил в это время адъютантом герцога Вюртембергского.

Заключенный в Петропавловскую крепость, он послал НиколаюI письмо, в котором изложил свои политические взгляды и нарисовал потрясающую картину внутреннего состояния России. Был осужден по первому разряду на 20 лет каторжных работ, с лишением чинов и дворянства, затем (после “смягчения” приговора Николаем) – на 15 лет. Также по “монаршему милосердию” не находился на каторге, а в 1827 г. был отправлен на поселение в Якутск.

6В феврале 1829 г. обратился к графу Дибичу с просьбой вступить рядовым в Отдельный Кавказский корпус. Россия вела войну с Турцией, и перевод в действующую армию давал надежду отличиться в боях и за проявленную храбрость получить офицерский чин. Бестужев не мог знать, что “высочайшая воля” исключала такую возможность. Еще до приезда его в армию было получено распоряжение, чтобы “в случае оказанного им отличия против неприятеля, не был он представляем к повышению, а доносить только на высочайшее благовоззрение, какое именно отличие им сделано”. В том же донесении предписывалось учредить за ним “тайный и бдительный надзор”. Несмотря на чудеса храбрости, которые проявлял Бестужев, только 4 июня 1835 г он получил унтер-офицерский чин, а 3 мая 1836 г. был “за отличие в сражениях” произведен в прапорщики.

Попытки его выйти в отставку не увенчались успехом и 7 июня 1837 г. он был убит в бою у мыса Адлер. Он вызвался в передовую десантную цепь. Командовал операцией друг Пушкина генерал В. Д. Вальховский. Попытка его удержать Бестужева была безуспешной. Перед боем Бестужев думал о смерти, первый раз он написал завещание, которое кончалось словами: “Прошу благословения у матери, целую родных, всем добрым людям привет русского”. [Неокончено. Судя по всему должно быть: “русского человека” – прим. А. Усова]. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлере; тело его не найдено.

Братья:
• Бестужев, Михаил Александрович
• Бестужев, Николай Александрович
• Бестужев, Петр Александрович
• Бестужев, Павел Александрович

 

Литературная деятельность

На литературное поприще выступил в 1819 году со стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения», а в 1820 году был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности. В 1821-м напечатана отдельной книжкой его «Поездка в Ревель», а в 1823—1825 он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах «Полярная звезда».

53Бестужеву было разрешено выступать в печати, но “без указания имени сочинителя”. С 1830 г. в журналах начали появляться повести, подписанные “А. М.” и “Александр Марлинский”. В литературу вошел писатель, сразу ставший популярным. В “Московском телеграфе” называли Марлинского “первым прозаиком нашим”, в “Телескопе” находили, что в его произведениях “сверкает луч высшего всеобъемлющего прозрения”. У него выпрашивают статьи в альманахи, его сотрудничества добиваются. Издатель “Телескопа” Н. И. Надеждин “предлагает любые условия” [предлагает Бестужеву – прим. А. Усова].

51В 1832 г. в типографии Н. И. Греча вышли первые пять частей “Русских повестей и рассказов” Бестужева (без имени и без псевдонима), но публика узнала любимца, весь тираж (огромный по тому времени — 2400 экз.) разошелся в несколько дней. “Все были перед ним на коленях”, – вспоминал В. Г. Белинский. Знатоки словесности помнили, что псевдонимом “Марлинский” подписывал некоторые из своих статей начинающий критик Александр Бестужев. Знатоки несомненно узнавали и цветистый, романтически-приподнятый стиль Бестужева, который одинаково отличал как его повести 1830-х годов, так и повести, печатавшиеся некогда в “Полярной звезде”. Но знатоки и любители словесности хранили свои знания про себя, и только после выхода в 1832 г. “Повестей” псевдоним был практически раскрыт, так как новые сочинения Марлинского были напечатаны здесь вперемешку с повестями Бестужева из “Полярной звезды”. Когда весть о гибели Бестужева дошла до столицы, читатели долго не хотели поверить в смерть своего любимца. О судьбе Марлинского ходили самые фантастические слухи. Рассказывали, что он ушел к горцам. Одни видели его в папахе абрека на белом коне, другие – как он “с отборными наездниками бросался рубить наше каре”, третьи уверяли, что Марлинский живет в Лезгистане, женился и часто “в тайне от наших пленных выкупает их на свободу”, а позднее пошел слух, что Шамиль – это и есть Марлинский.

б38Бестужев-прозаик начал с обращения к историческим темам. Его интересы концентрируются главным образом вокруг двух тематических центров – новгородской вольницы (“Роман и Ольга”, 1823) и прибалтийского (или ливонского) рыцарства (“Замок Нейгаузен”, 1824; “Ревельский турнир”, 1824, “Кровь за кровь”, 1825 и др.). Обе темы были тесно связаны с основными идеями декабристской литературы. Общей и характерной для всех декабристов была идеализация вечевого строя древнего Новгорода. В новгородской “вольнице” они видели прообраз свободного б27государства, управляемого народными представителями. Интерес к Прибалтике справедливо связывают с правительственными реформами в этой части Российской империи (1816-1819 гг.), результатом которых было безземельное освобождение крестьян, с непримиримым отношением декабристов к феодализму и, наконец, с проблемой народности, впервые поставленной романтизмом. В своих “рыцарских” повестях Бестужев отбирает из ливонских хроник те исторические события и факты, которые объясняют современное состояние России. В эти же годы делаются попытки создания повестей на материале, взятом из светской жизни. Так, повесть “Вечер на бивуаке” многими сюжетными деталями напоминает “Горе от ума” и, так же как “Роман в семи письмах” (1824), рассматривает конфликт незаурядного героя со светским обществом.

б50 В годы службы на Кавказе Бестужев обращается к сюжетам, окрашенным кавказсб3кой экзотикой (“Аммалат-Бек”, 1832; “Мулла Нур”, 1836) и связанным с современной армейской и светской жизнью (“Испытание”, 1830; “Вечер на Кавказских водах в 1824 году”, 1830; “Страшное гаданье”, 1830 и др.).

Характерное для декабризма увлечение национальной самобытностью отчетливо проявляется в бестужевской фантастике. В своих фантастических повестях он использует фольклорные фабулы, народную сказку, крестьянские поверья. В его повестях реальные картины переплетаются с б16фантастическими, которые, в конечном счете, получают реальное объяснение. В страшном мертвеце узнают его брата, похожего на него “волос в волос, голос в голос” (“Кровь за кровь”), а встречи с колдунами, оборотнями, кладбищенские ужасы оборачиваются сном уставшего офицера (“Страшное гаданье”). Привидение в польском замке, куда случайно забрел кирасирский поручик, оказывается переодетой женой охотника, специально пришедшей в заброшенный замок, чтобы спасти русского офицера от преследования польских панов (“Вечер на Кавказских водах в 1824 году”). Фантастические ситуации, через которые проводит своих героев Бестужев, служат для них часто нравственным испытанием. Рассказами о “людях и страстях” назвал исследователь романтические повести Бестужева.

Литературная критика

4

 

Александр Бестужев

 

 

Это было время, когда в русской литературе, благодаря в особенности произведениям Пушкина, был поставлен ребром вопрос о форме и содержания художественного творчества — вопрос о так называемом «классицизме» и «романтизме». Все молодые и свежие литературные силы вслед за Пушкиным стали под знамя нового направления, которое окрестили названием «романтизма» и которое, в сущности, было практической проповедью свободы художественного вдохновения, независимости от признанных литературных авторитетов как в выборе содержания для поэтических произведений, так и в приёмах его обработки. Горячим и ревностным защитником этого направления явился и Бестужев.

44Лучшие статьи Бестужева 20-х гг. были напечатаны в «Полярной звезде»:

«Взгляд на старую и новую словесность в России» (1823),

«Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года» (1824),

«Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и в начале 1825 года» (1825).

В журнале «Московский телеграф» в 1833 опубликована итоговая в литературно-критической деятельности Бестужева статья «О романе Н. Полевого «Клятва при гробе господнем». Блестящей аргументацией и воинственностью от¬личаются выступления Александра Александровича Бестужева против косности классицизма, ниспровергая который он борется за романтическое искусство, связанное с передовым общественным движением. Многие из его определений роман-тического искусства были активно усвоены и развиты в деятельности Белинского.

б30Он резко и вместе с тем остроумно нападал на защитников старого псевдоклассицизма, доказывая, что век этого направления, как и создавшая его эпоха пудреных париков, миновали безвозвратно и что литературные староверы, продолжая загромождать словесность этой мертвечиной, только вредят и мешают свободному развитию дарований. Отрицание классических правил и приёмов, как ненужного старого хлама, и требование для поэтического творчества полной, ничем не стесняемой свободы — таковы были основные положения критики Бестужева. Идеальными типами поэтов-художников он ставил Шекспира, Шиллера, в особенности же Байрона и (впоследствии) Виктора Гюго. Не отличаясь глубиной взгляда, критические статьи Бестужева производили, однако же, сильное впечатление своей пылкостью, живостью и оригинальностью; они всегда вызывали более или менее оживлённый обмен мнений, всеми читались и обсуждались и, таким образом, будили в нашей литературе критическую мысль в то время, когда наша литературная критика была ещё, можно сказать, в зародыше. Белинский признал за этими статьями Бестужева «неотъемлемую и важную заслугу русской литературе и литературному образованию русского общества», прибавив к этому, что Б. «был первый, сказавший в нашей литературе много нового», так что критика второй половины 20-х годов была во многих отношениях только повторением литературных обозрений «Полярной звезды».

Литературная деятельность периода ссылки

б43Декабрьские события 1825 г. на время прервали литературную деятельность Бестужева. Уже отпечатанные листы «Полярной звезды» на 1826 год с его статьёй были уничтожены. Сам он сначала был отвезён в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Якутск. Здесь он ревностно изучал иностранные языки, а также знакомился с краем, нравами и обычаями местных жителей; это дало содержание нескольким этнографическим его статьям о Сибири. Здесь же им начата повесть в стихах под заглавием «Андрей, князь Переяславский», первая глава которой, без имени и согласия автора, напечатана в Санкт-Петербурге (1828).

б48В следующем году Бестужев был переведён на Кавказ рядовым с правом выслуги. В первое время по приезде он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830 году. Работал и жил он в городе Дербенте, в Дагестане. С 1830 года, сначала без имени, а потом — под псевдонимом Марлинский в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы («Испытание», «Наезды», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда» и пр.), изданные в 1832 году в пяти томах под заглавием «Русские повести и рассказы» (без имени автора). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей (1835 с именем А. Марлинского); затем ежегодно выходили новые тома; в 1839 году явилось третье издание, в 12 частях; в 1847-м — четвёртое. Главнейшие повести Марлинского перепечатаны в 1880-х гг. в «Дешёвой библиотеке» А. С. Суворина.

Оценка современниками

2Своими произведениями Бестужев-Марлинский в короткое время приобрёл себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надёжной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, — ими не только все зачитывались — их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе… Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего ещё и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже).

Романтический стиль прозы Марлинского

б45В своих романах и повестях Марлинский явился настоящим «романтиком». В них мы видим стиль и приёмы, очень близко напоминающие немецкий Sturm und Drang 70-х годов прошлого столетия и «неистовую» французскую беллетристику школы В. Гюго (которым Марлинский всего больше увлекался). Как там, так и здесь — стремление рисовать натуры идеальные в добре и зле, чувства глубокие, страсти сильные и пылкие, для которых нет иного выражения, кроме самого патетического; как там, так и здесь — игра сравнениями и контрастами возвышенного и пошлого, благородного и тривиального; во имя презрения к классическим теориям и правилам — усиленная погоня за красивой, оригинальной фразой, за эффектом, за остроумием — словом, за тем, что на немецком языке эпохи Шиллера и Гёте называлось «гениальностью», а на языке поклонников и критиков Марлинского получило ироническое название «бестужевских капель».

б31Герои Марлинского выражают свою душевную бурю блестящим, риторическим языком, в театрально-изысканной позе; в них «всё, о чём так любят болтать поэты, чем так легкомысленно играют женщины, в чём так стараются притворяться любовники, — кипит, как растопленная медь, над которой и самые пары, не находя истока, зажигаются пламенем… Пылкая, могучая страсть катится, как лава; она увлекает и жжёт все встречное; разрушаясь сама, разрушает в пепел препоны, и хоть на миг, но превращает в кипучий котёл даже холодное море»… «Природа, — говорит один из этих героев Марлинского, — наказала меня неистовыми страстями, которых не могли обуздать ни воспитание, ни навык; огненная кровь текла в жилах моих»… «Я готов, — говорит другой, — источить кровь по капле и истерзать сердце в лоскутки»…

Оценка Белинского и упадок славы Бестужева

Белинский определил Марлинского как талант внешний, указав этим и на главную причину его быстрого возвышения и ещё более быстрого падения в литературе.

В конце XIX века, в эпоху реализма и публицистического подхода к литературе, преобладало критическое отношение к прозе Марлинского. Словарь Брокгауза и Ефрона так оценивает его творчество:

б15«Совершенное пренебрежение к реальной житейской правде и её требованиям (которые в ту пору никому из писателей даже и не снились) и полная искусственность, сочиненность и замысла, и его выполнения. Марлинский первый выпустил в нашу литературу целую толпу аристократически-изящных «высших натур» — князей Лидиных, Греминых, Звездиных и им подобных, которые живут только райским блаженством любви или адскими муками ревности и ненависти, — людей, «чело» которых отмечено особой печатью сильной страсти. <…> И ни в том, ни в другом, ни в десятом из этих эффектных героев в действительности нет ни капли настоящей крови, нет настоящей, реальной жизни, характера, типа. Все они — бледные и бесплотные призраки, созданные фантазией беллетриста-романтика и лишь снаружи прикрытые яркими блёстками вычурного слога. <…> В самом деле, им зачитывались и восхищались только до тех пор, пока в литературе не явилась свежая струя в повестях сначала Пушкина, потом — Гоголя, поставивших писателю совсем иные требования, практически указавших на необходимость свести литературу с её отвлечённых высот на почву действительной жизни. Как только эта необходимость была почувствована, как только читатель заявил о своём желании видеть в книге самого себя и свою жизнь без риторических прикрас — он уже не мог по-прежнему восхищаться «гениальностью» Марлинского, и любимый ими писатель скоро был оставлен и забыт».

Влияние на литературу

б28Лучшими из повестей Марлинского считаются: «Фрегат Надежда», «Аммалат-бек», «Мулла-Нур» и «Страшное Гадание». В его повестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среди этой обстановки дагестанцы (горцы и равнинные тюрки) наделены чрезвычайно «неистовыми» байроновскими чувствами.

Стиль и характер Марлинского имели в своё время большое влияние на нашу изящную литературу. Не говоря о толпе бездарных подражателей, которые скоро довели отличительные особенности Марлинского до пошлой карикатуры, нельзя не заметить, что его манера до известной степени отразилась и в повестях Пушкина («Выстрел»), и в «Герое нашего времени» Лермонтова, и ещё более — в драмах последнего. «Творчество Марлинского сыграло немаловажную роль в истории русской литературы. Оно сильнейшим образом воздействовало на аристократическую часть дворянской литературы 50-х гг. и на творчество ряда писателей, только начинавших свою литературную деятельность Отметим в этом плане, с одной стороны, авантюрные повести Вонлярлярского (1850-е годы), „Марину из Алого Рога“ Маркевича (1872)], с другой стороны — „Спальню светской женщины“ Ив. Панаева (1832), „Счастливую ошибку“ Гончарова (1839) и др.»

 

Экранизации

б10«Рыцарский замок» — художественный фильм режиссёра Сергея Тарасова, снятый на киностудии «Мосфильм» при участии киностудии «Жанр» по повести «Замок Нейгаузен» в 1990 году.

Премьера фильма состоялась в мае 1991 года.

 

Память

памятник Памятник в Адлере
• Переулок Бестужева в Липецке.
• Улица Бестужева в Сочи.
• Переулок Бестужева-Марлинского в Гагре.
• Парк имени Бестужева-Марлинского в Сочи.
• А. Бестужеву-Марлинскому посвящены повести Л. Раковского «Жизнь наперекор. Повесть о Марлинском» и В. Кардина «Минута пробужденья», очерк Н. Щукина «Александр Бестужев-Марлинский в Якутске».
• Улица Бестужева-Марлинского в Якутске
• Улица Бестужева-Марлинского в Дербенте
• «Герой своего времени» Валентин Пикуль Саввич.
• Улица Бестужева во Владивостоке, в самом начале полуострова Эгершельд.
• Улица Бестужева в Киеве.
• Мемориальный знак в честь декабриста А. Бестужева в дер. Выгоничи (Республика Беларусь, 25 км от г. Минска) был установлен в 1987 году к 150-летию со дня его смерти на месте бывшей усадьбы рода Водзевичей, где Бестужев проживал в 1821-1822 гг.

 

Библиография

Повести и рассказы:

• Роман и Ольга [1823]
б41 Замок Венден [1821]
• Вечер на бивуаке [1823]
• Второй вечер на бивуаке [1823]
• Замок Нейгаузен [1824]
• Ревельский турнир [1825]
• Изменник [1825]
б5 Испытание [1830]
• Вечер на Кавказских водах в 1824 году [1830]
• Страшное гаданье [1831]
б1 Латник [1831]
• Лейтенант Белозор [1831]
• Кровь за кровь [1825]
б33 Мореход Никитин [1825]
• Ночь на корабле [1825]
• Аммалат-бек [1831]
• Фрегат “Надежда” [1832]
б23 Он был убит [1835]
• Письма из Дагестана [1832]
• Роман в семи письмах [1823]
• Будочник-оратор [1831]
• Часы и зеркало [1831]
• Красное покрывало [1831]
• Наезды [1831]
• Горная дорога из Дагестана в Ширван через Кунакенты [1834]
• Переезд от с. Топчи в Куткаши [1834]
• Последняя станция к Старой Шамахе [1834]
• Дорога от станции Алмалы до поста Мугансы [1835]
• Путь до города Кубы [1836]
б26 Мулла-нур [1836]
• Подвиг Овечкина и Щербины за Кавказом [1837]

Поэзия:

б20 Стихотворения [1829]
• На Казбек слетелись тучи [1832]
б43 Андрей, князь Переяславский [1832]
• Подражание первой сатире Буало [1819]
• Рылеев К.Ф. Агитационные песни, написанные совместно с А. А. Бестужевым [1825]

Мемуары:

• Знакомство мое с А. С. Грибоедовым [1860]

Критика:

• Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года [1825]
• Статьи [1826]
Взгляд на старую и новую словесность в России
Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года
О романтизме
• Объявление. От общества приспособления точных наук к словесности [1825]
• “Эсфирь”, трагедия из священного писания… [1819]
• (О переводе) [1824]
• “Клятва при гробе господнем. Русская быль XV века”. Сочинение Н. Полевого. М., 1832 [1833]

Переписка:

• Письма [1837]
• Письма к Н. А. и К. А. Полевым [1837]

• Пушкин А.С. Переписка с А. А. Бестужевым [1825]

О творчестве автора:

• В. И. Кулешов Александр Бестужев-Марлинский [1981]
• Белинский В.Г. Полное собрание сочинений А. Марлинского [1840]

Об авторе:

• А. А. Бестужев-Марлинский: краткая справка [1907]
• Л. И. Раковский. Жизни наперекор [1976]
Повесть о Марлинском
• Бестужев-Марлинский А. А.: Биобиблиографическая справка [1990]
• К биографии А. А. Бестужева-Марлинского [1905]
• Берже А.П. А. А. Бестужев в Пятигорске в 1835 году [1881]
• Котляревский Н.А. Александр Александрович Бестужев [1907]

Избранное

б1 б3 б4

б5 б6 б7

б9 б10 б11

б12 б13 б14

б15 б16 б35

б20 б21 б22

б25 б28 б30

б31 б33 б34

б38 б43 б45
44
б47 б48

б49 51 52
б26
б50
б23 б27

б17 б8


Количество слов: 3241

К списку поэтов