Поэты классики
Выберите страну:

Алиге́р Маргари́та Ио́сифовна - биография || Алигер Маргарита - Стихи


Алиге́р Маргари́та Ио́сифовна - биография  || Алигер Маргарита - Стихи

Алиге́р Маргари́та Ио́сифовна - биография

2

Маргари́та Ио́сифовна Алиге́р (настоящая фамилия — Зейлигер; 24 сентября [7 октября] 1915, Одесса — 1 августа 1992, Мичуринец) — русская советская поэтесса. Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).

 

Биография

Маргарита Зейлигер родилась в Одессе в семье служащих: отец, Иосиф Павлович (Иосия Пинхусович) Зейлигер, занимался адвокатской практикой, состоял членом консультационного бюро при Одесском городском съезде мировых судей. Поступила в химический техникум, работала по специальности на заводе.

22В начале 1930-х годов, в свои 16 лет, Маргарита оставила учёбу, Одессу и отправилась в Москву. Провалив экзамены в институт, снимала «угол», поступила на работу в библиотеку института ОГИЗ и в заводскую многотиражку. Дебютировала в печати в 1933 году — в журнале «Огонёк» за подписью «Маргарита Алигер» были опубликованы стихотворения «Будни» и «Дождь». В 1934—1937 годах училась в Литературном институте имени А. М. Горького. В 1938 году была принята в Союз писателей СССР.

3В годы Великой Отечественной войны Алигер была военным корреспондентом в блокадном Ленинграде. В 1942 году вступила в ВКП(б); в 1943 году передала присуждённую ей Сталинскую премию в Фонд обороны.

В 1955 году Маргарита Алигер участвовала в создании «оттепельного» альманаха «Литературная Москва». Член правления СП РСФСР и СП СССР. Член редколлегии журнала «Воскресенье литературное» (1992).

Алигер осуществила переводы с подстрочников около 40 поэтов — с болгарского, грузинского, еврейского (идиш), азербайджанского, украинского, латышского, узбекского, венгерского, литовского, корейского языков.

Смерть

могила1 августа 1992 года Маргарита Алигер погибла в результате несчастного случая, упав в глубокую канаву неподалёку от своей дачи в подмосковном посёлке Мичуринец. 5 августа 1992 года «Литературная газета» опубликовала некролог. Его подписали 25 известных поэтов и писателей, среди них — А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Е. Долматовский, Л. Либединская, Б. Окуджава, Л. Разгон.

 

 

 

Похоронена на Переделкинском кладбище рядом со своими дочерьми.

Семья

Первый любовью юной Маргариты был поэт Ярослав Смеляков, с которым она познакомилась в литературном кружке при журнале «Огонёк». Отмечая чувственную натуру Алигер, биографы приписывают ей романы с Алексеем макаровФатьяновым, Николаем Тихоновым, Арсением Тарковским. Однако замуж Маргарита впервые вышла только в 1937 году, вскоре московские власти выделили супругам квартиру в композиторском доме на Миусской площади. От первого брака с погибшим на фронте композитором Константином Дмитриевичем Макаровым-Ракитиным (1912—1941) родились сын Дмитрий (1937—1938, умер во младенчестве) и дочь Татьяна (1940—1974), впоследствии — поэтесса и переводчик, безвременно умершая от лейкемии. Внучка (дочь Татьяны) — Анастасия Коваленкова (род. 1967), художница.

Младшая дочь — Мария Алигер-Энценсбергер — родилась 28 июля 1943 года от связи Алигер и А. А. Фадеева (женатого в то время на актрисе Ангелине Степановой), выйдя замуж за немецкого поэта Ганса-Магнуса Энценсбергера, долгое время жила в Лондоне, также занималась переводами, в дни августовского путча 1991-го года приезжала в Россию, собиралась перебраться на родину насовсем, но вернувшись в Великобританию, внезапно покончила с собой в приступе тяжкой депрессии 6 октября 1991 года.

Последним мужем Алигер был заместитель заведующего отделом культуры ЦК КПСС, литератор, фронтовик Игорь Сергеевич Черноуцан (1918—1990).

По воле судьбы, Алигер пережила всех своих мужей и детей.

Дядя (брат отца) — инженер-технолог Мирон Павлович (Пинхусович) Зейлигер (1874—?), кандидат математических наук, член Правления машиностроительного завода «Феникс», с 1924 года — во Франции, профессор и заведующий кафедрой в Русском высшем техническом институте (РВТИ); описал «цикл Зейлигера» (формула Зейлигера для термического КПД цикла Тринклера—Сабатье, 1910); его жена, Полина Давыдовна Зейлигер, врач.

 

Творчество

5Своими литературными учителями называла Владимира Луговского и Павла Антокольского, они и привлекли Алигер к модному тогда и хлебному делу — переводу поэтов союзных республик. Сама более всего восхищалась стихами Б.Пастернака.

Во время гражданской войны в Испании (1937) четверо поэтов — Е. Долматовский, К. Симонов, М. Матусовский и Алигер сочинили стихотворное послание «героическому испанскому народу». С этого момента на стихи Алигер обратил внимание Сталин, которому они пришлись по вкусу. В 1939, в возрасте 24-х лет Алигер получает первую правительственную награду — орден Знак Почёта.

б16В своей поэзии создавала героико-романтический образ современника — энтузиаста первых пятилеток: «Год рождения», 1938; «Железная дорога», 1939 — по мнению литературоведов, с точки зрения современного восприятия, очищенного от идеологических наслоений, этот шедевр является вершиной творчества Алигер. Также получили известность сборник «Камни и травы», 1940, поэма «Зима этого года», 1938, воспевающая силу духа матери, потерявшей ребёнка. Подвигам бойца на б15фронте и труженика в тылу Великой Отечественной войны посвящены поэтические циклы «Памяти храбрых», 1942; «Лирика», 1943.

Наиболее эмоциональное произведение довоенного времени — автобиографичная поэма «Зима этого года» (1938), которая рассказывает о переживаниях и силе духа матери, потерявшей первенца. Трагическая тема отражала житейские перипетии самой Маргариты:
«…Меня постигло несчастье, страшнее которого ничего не могло быть, — после долгой тяжелой болезни умер мой маленький сын. Горе, потрясшее меня, перевернув мою душу, открыло в ней, видимо, новые источники жизненной и творческой энергии, и меня словно что-то швырнуло в работу. Это была бессознательная форма самозащиты, потому что работа, и только она, могла меня поддержать и спасти в то время.»

В первые дни войны в боях под Ярцево на Смоленщине погиб муж Алигер — композитор Константин Макаров-Ракитин. Его памяти поэтесса посвящает стихотворение «Музыка», одно из наиболее эмоциональных и выразительных в её творчестве. Сама Маргарита в начале Великой Отечественной отправляется в осаждённый Ленинград, где работает военным корреспондентом.

б13В 1942 году написала поэму «Зоя», посвящённую подвигу Зои Космодемьянской, за которую и получила Сталинскую премию. После смерти И. В. Сталина была объявлена критикой «посредственной» поэтессой.

«В своей лирике Алигер придерживается середины между личным и политическим, причём ещё в ранних её поэмах современность тематики не была навязчивой, а в поздних перевес на стороне вневременных, вечных тем. Её поэзия близка к прозе, но ни в поэмах, ни в стихотворениях, навеянных путешествиями, повествовательности нет, им присуща скорее описательность и рефлексия. Эта поэзия бедна метафорами, но в целом зачастую символична, как, например, стихотворение «Искусство составлять букеты» (1963), где искусство икебаны становится напоминанием о том, что в поэзии должно оставаться только самое существенное.» — Вольфганг Казак

В номере журнале «Огонек», рассказывавшем в февр. 1943 о разгроме фашистов под Сталинградом, можно было прочитать о другой новой работе Алигер: «Новелла Мопассана “Мадемуазель Фифи”, презрением и ненавистью заклеймившая прусских насильников, служит прологом к новой одноактной опере Р.М.Глиэра “Рашель” (либретто М. Булгакова и М. Алигер)… Написанная простым, доходчивым языком, облеченная в благородную, высоко профессиональную форму, эта опера вносит существенный вклад в оборонный театральный репертуар» (Огонек. 1943. № 5. С. 14).

б19Особое место в творчестве М. И. Алигер занимает поэма «Твоя победа», напечатанная в 1946 году. В ней она впервые обратилась к теме судьбы гонимого еврейского народа. Поэма была подвергнута суровой критике и в дальнейшем перепечатывалась с изъятием фрагмента, посвященного еврейской теме. В 1940-50-е годы этот фрагмент распространялся рукописно и неоднократно фигурировал в качестве улики при разбирательстве дел «еврейских националистов». М. Рашкован в связи с ним написал стихотворение «Ответ М. Алигер», который также распространялся в списках.

К театральной сцене Алигер обращалась не раз: либретто «Станционный смотритель» по одноименной повести А.Пушкина и «Невеста солдата» по повести В.Катаева «Я, сын трудового народа». После войны посвященная Зое «Сказка о правде» А. была поставлена в театрах многих городов, среди них — Москва, Ленинград, Алма-Ата, Горький, Грозный, Ереван, Измаил, Казань, Каунас, Киев, Рига, Рязань, Ташкент, Тбилиси, Улан-Удэ и др. По поэме «Зоя» был поставлен художественный кинофильм (сценарий А.Арнштама и Б.Чирскова). По мотивам поэмы «Зоя» Н.Макарова написала оперу «Сказка о правде».

б20Для послевоенного творчества Алигер, характерны внимание к общественной проблематике, духовному миру современного героя, эмоциональность беседы с читателем, доверительность интонаций: поэмы «Твоя победа» (1945), «Красивая Меча» (1951), книги стихов «Первые приметы» (1948), «Ленинские горы» (1953). Крылатые строки Алигер «Легкой жизни мне не обещают телеграммы утренних газет» вызвали нападки со стороны «оптимистов по заказу», но они хорошо выражали тревожную суть наступившего послевоенного времени. Поэзия Алигер широко анализировалась в прессе в статьях К.Симонова, 3.Кедриной, М.Соболя и др.

б21Алигер обратилась и к зарубежной теме — циклы стихов о ГДР и ФРГ, Японии и Чили, книга очерков «Возвращение в Чили» (1966). Активно занималась переводами. В сборнике Алигер «Огромный мир» (1968) опубликованы ее переводы стихов Л.Арагона, П.Неруды, Б.Багряны, Д.Максимович, Н.Хикмета и других зарубежных авторов. Среди переведенных Алигер поэтов народов СССР — И.Абашидзе, М.Бажан, С.Вургун, А.Ерикеев, Джамбул, Зульфия, С.Капутикян, Л.Квитко, Э.Межелайтис, Б.Шинкуба и др. Кроме стихов Леси Украинки, А. перевела ее пьесу «Каменный хозяин».

б2Особый интерес вызвала в 1980-е книга статей и воспоминаний Алигер «Тропинка во ржи». Обращение к мемуарам не случайно, «это — веление души, стремление рассказать о своем поколении». Рассказывая об Ахматовой, Антокольском, Асееве, Заболоцком, Твардовском, Фадееве, Алигер «находит точные, выверенные слова», как отмечал И.Гринберг (Вопросы литературы. 1980. №12. С.273). Перед читателем не просто страницы прошлого, но память сердца, «переживание, искреннее, глубокое, отзывающееся эхом в душе читателя» (Графова Л.- С. 259).

 

Награды

• Сталинская премия второй степени (1943) — за поэму «Зоя» (1942)
• международная премия АПН имени П. Неруды (1989) — за переводческую деятельность
• орден Отечественной войны II степени (11.03.1985)
• два ордена Трудового Красного Знамени (1965, 1984)
• орден Дружбы народов (7.10.1975)
• орден «Знак Почёта» (1939)
• орден Кирилла и Мефодия I степени (1975)
• медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
• медаль «За оборону Москвы»

 

Сочинения

• Год рождения, 1938
• Стихи и поэмы.1935-1943. М., 1944
• Сказка о правде, 1945
• Ленинские горы, 1953
• Из записной книжки, 1957
• Несколько шагов, 1962
• Собрание сочинений: в 3 т.М., 1984-85;
• Стихотворения и поэмы: в 2 т. М., 1970;
• Стихотворения и проза в 2 т. М., 1975;
• Зоя: поэма. М., 1943, и др. изд.;
• Синий час: Новые стихи. М., 1970;
• Тропинка во ржи: О поэзии и поэтах. М., 1980;
• Четверть века: книга лирики. М., 1981;
• Беседа // К. Симонов в воспоминаниях современников. М., 1984. С.46-63;
• В Мадриде [и др. стихи] // Бессмертен подвиг ваш. М., 1986. С.226-228, 314, 334, 343-344;
• «Верю в неиссякаемость русской поэзии» / беседу вел Е.Кузьмин // Литературная газета. 1986. 21 мая;
• О моем друге // Казакевич Э. Звезда. М., 1988. С.9-32; «…Жгучее стремление быть творцом» // Знамя. 1988. №11;
• Встречи и разлуки. М., 1989;
• Разговор в дороге: стих. // Оттепель. М., 1990. С.362-365;
• В последний раз // Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1991. С.349-367;
• Десанка Максимович / вступ. статья к подборке стих. // Феникс-XX. М., 1993. №4-5;
• Жгучее воспоминание // Ясная Поляна. М.; Тула, 1997. №1.

Литература:

• Никитина Е. Поэма военных лет. Саратов, 1958. С.51-71;
• Савельев С. Страницы, дописанные жизнью // Радуга. 1970. №1;
• Турков А. Открытое время. М., 1975. С.156-171;
• Антокольский П. Путевой журнал писателя. М., 1976. С.205-221;
• Гринберг И. Не уходящее былое // Вопросы литературы. 1980. №12;
• Графова Л. Память сердца // Дружба народов. 1981. №5;
• Смирнов И. Поэт и работа // Литературное обозрение. 1982. №2;
• Хелемский Я. Продолжение монолога // Зномя. 1982. №9;
• История русской советской поэзии. 1941-1980. Л., 1984. С.12 и др.;
• Абрамов А. В огне Великой войны. Воронеж, 1987;
• Меттер И. Будни Л., 1987 С.311-314;
• Сидоров Е. Теченье стихотворных дней. М., 1988. С.88-101;
• Макарова Э. Поэма Маргариты Алигер «Зоя» // Проблемы эволюции русской литры XX в М., 1995. Вып.2. С.126-127.

Избранное

б2 б3 б4

б6 б9 б10

б14 б16 б5

б18 22
б20 б21

б00
б19
б17
б11 б13

б8 б15

б7 б1


Количество слов: 1795

К списку поэтов